На карте столицы появился новый объект с загадочным названием
На модерации
Отложенный
Дюкер - это тоннель, специальный подземный канал, построенный в районе музея-заповедника «Коломенское» под Москвой-рекой. Его диаметр достигает 4 метров - чуть меньше, чем метротоннель с его 5,5 метрами. Собственно, с метро его сравнивают специалисты «Мосводоканала», обслуживающие это сооружение. Только вместо пассажиров там не москвичи и гости столицы, а совсем другая «субстанция».
Как объяснила корреспонденту «МП» пресс-секретарь МГУП «Мосводоканал» Лариса Данилина, предназначен он для сточных вод. После прохождения дюкера стоки московской канализации будут транспортироваться на Курьяновские очистные сооружения.
Как говорят инженеры, существующие очистные канализационные сооружения рассчитаны на 20 лет работы. Когда срок годности подходит к концу, приходится проводить реконструкцию. С 2004 года под Москвой-рекой, в районе Коломенского, ведется реконструкция уже существующих тоннелей методом «труба в трубе»: из работы по очереди, по одной выводятся дюкерные «нитки», после чего с помощью специальных устройств в каждую протаскивается полиэтиленовая труба, а старая стальная при этом играет роль ограждающей конструкции. Специалисты Мосводоканала сообщили, что сейчас из 16 дюкерных переходов восстановлено уже 11.
Чтобы не останавливать процесс очистки канализационных сточных вод на Курьяновских очистных сооружениях, и был построен компенсационный дюкер протяженностью 1,5 километра. Сейчас, кстати, строится еще один - Чертановский, который планируют запустить через год.
Представителям СМИ предоставили уникальную возможность - прокатиться по этому самому строящемуся Чертановскому дюкеру и спуститься в уже построенный компенсационный. Для этого всем выдали белые (почему-то) комбинезоны и оранжевые каски. Кто-то даже заранее надел резиновые сапоги. Как выяснилось позже, не зря. В таком наряде похожие на инопланетян представители прессы отправились под землю.
Протяженность Чертановского дюкера - 3,9 километра, пешком не очень удобно. Да и страшновато пешком идти. Впереди - глухой, сырой, темный тоннель, с потолка периодически что-то капает, и, если честно, идти внутрь большого желания не возникает. Перед въездом в тоннель стоит строительный состав - несколько скрепленных между собой тележек на колесах, кабина для водителя и аналогичная кабина сзади - для того, кто поведет состав назад. Желающих проехаться в тоннель было много, но корреспонденту «МП» удалось занять место в водительской кабине.
Мы медленно, с частыми остановками въехали в тоннель.
Тележки громко и тяжело двигались по рельсам. Минут через пять мы остановились в темном прохладном тоннеле, который освещался только светом от нашего состава. С вогнутых стен, источающих характерные для канализации запахи, изредка капала какая-то жидкость. Мы, все в белом, плотно прижались к влажным боковым стенам, чтобы пропустить состав вперед. Выбираться обратно предстояло пешком.
Журналисты начали фотографировать подземный пейзаж, а Станислав Вьюшков, гендиректор ЗАО «Геотон», сообщил, что мы спустились на глубину 26 метров, а проехали около 200 метров.
- Дюкер рассчитан на миллион кубометров воды в сутки, - заявил специалист.
- А это много? - поинтересовались журналисты.
- В Москве сегодня вообще все очистные сооружения принимают около 4 миллионов кубометров воды в сутки, так что сами судите, - ответил он.
Пока Вьюшков рассказывал о том, что на объекте посменно работают 40 рабочих и что технологии строительства таких сооружений придуманы в Санкт-Петербурге, мы вернулись наверх. Там нас подвели к большому квадратному отверстию в асфальте, пригласив продолжить экскурсию и спуститься уже в компенсационный дюкер.
Некоторые заколебались - узкая рабочая лесенка выглядела как-то ненадежно. В это время навстречу нам из глубины показалась довольная физиономия.
- У-у-у, это - что-то! - лаконично прокомментировал вылезающий, выбираясь на свежий воздух.
Это восклицание устранило все сомнения в целесообразности очередного спуска.
Если смотреть с поверхности земли, то лестница, уходящая вниз, кажется бесконечной. Но вот с последней ступеньки попадаешь в длинный, неожиданно чистый тоннель. У основания лестницы, правда, скопилась какая-то жижица, но большая часть тоннеля действительно чистая и сухая. В отличие от строящегося дюкера здесь со стен ничего не течет.
- Вода не должна проникать сквозь стены, - объяснил начальник производственного управления по эксплуатации канализационной сети МГУП «Мосводоканал» Михаил Богомолов, - все плотно прилегает. Когда он заработает, жидкость не будет заполнять весь дюкер, ей дадут добраться лишь до разрешенной максимальной высоты...
Работать компенсационный дюкер начнет в начале 2009 года. Запахи, конечно, никуда не денутся, но видно, что объект сработан, хоть и быстро, но на совесть. Как обещают его создатели, на ближайшие 20 лет Москва будет надежно застрахована от сбоев в канализационных сетях.
Софья Ефимова
Комментарии