Как спасти сбережения во время финансового кризиса?
На модерации
Отложенный
Кризис на фондовом и финансовом рынках России привел к общей нервозности населения. Часть вкладчиков стала срочно изымать деньги с банковских депозитов. Другие обеспокоены выводом средств с фондового рынка, в том числе из обвалившихся ПИФов. Но даже у получивших деньги возникает вопрос: а куда их теперь нести? Проблема защиты сбережений вновь стала актуальной.
Сильно и надолго Как было неоднократно доказано, кризисы являются неотъемлемой частью капиталистической экономики. В глобальной экономике, частью которой уже 17 лет является Россия, и кризисы глобальны. Периодичность кризисов тоже определена. Локальные, такие, как кризис 2001 года в секторе Dotcom — высокотехнологичных компаний, — на фондовом рынке США случаются раз в 4 года. Глобальные штормы, подобные кризису 1998 года, сотрясают мировую экономику раз в 8 лет.
В этом отношении кризис 2007—2008 годов даже несколько “задержался”. Просто мировая экономика получила дополнительный импульс к росту за счет включения в нее новых регионов после распада социалистического блока. Так что следующий кризис можно смело предсказывать в 2015 или 2017 году (к 100-летию Октябрьской революции).
Продолжительность глобальных кризисов также известна: обычно они длятся около двух лет. По окончании кризиса некоторые отрасли впадают в стагнацию (как нефтяная после кризиса 1974—1976 годов), а некоторые получают мощный импульс к развитию (как ипотека после того же кризиса 1976 года).
Нынешний кризис многие аналитики называют кризисом ипотеки, но, на наш взгляд, это не совсем верно. Нужно смотреть глубже: в основе каждого кризиса лежит глобально неверная инвестиционная идея (“дешевая нефть” 1976 года или “азиатские тигры” 1998 года). Кризис 2008 года также стал следствием двух глобальных экономических идей, которые, к сожалению, оказались неверными и порочными.
Первая идея называется Decoupling (разъединение, распараллеливание). Ее суть в том, что развивающиеся фондовые рынки с некоторых пор перестали ориентироваться на развитые и стали существовать “сами по себе”. Именно поклонники Decoupling придумали модный термин БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). По их мнению, фондовые рынки этих стран “разъединились” в первую очередь и потому похожи с точки зрения инвестора.
Действительно, похожи: Индия упала на 60%, да и Россия тоже. А с ними и Китай, но почти на 70%. Только произошло это после банкротства Lehman Brothers 15 сентября и связанного с этим резкого роста ставок на МИРОВОМ рынке межбанковского кредитования. Так, ставка 3-месячного Libor по доллару США 1 сентября составляла 2,81%, 10 сентября — 2,92%, 12 сентября — 3,26%, а 17 сентября — 6,44%. Рост за неделю более чем вдвое. Вот такое “разъединение”.
Вторая идея называлась Global surplus of liquidity (глобальный избыток ликвидности). Ее суть в том, что в мире якобы накоплен большой потенциал избыточных денег (обращали внимание на действительно значительные средства пенсионных, страховых и хедж-фондов). Этот избыток должен был куда-то инвестироваться.
Например, на развивающиеся рынки. В 2008-м выяснилось, что львиная доля избыточной ликвидности связана с продажей нефти и другого сырья. И при падении мировых цен на сырье вся избыточная ликвидность быстро куда-то исчезает.
Конец стабильности Не следует думать, что эти две идеи — всего лишь теоретические изыскания экономистов. К сожалению, с опорой на них принимались, например, решения о переводе значительной части промышленного потенциала США в Китай.
Возможно, с экологией в Америке от этого стало лучше. Вот только получать значительная часть американцев стала меньше. Прежде они были промышленными рабочими, но их рабочие места “уехали” за океан. Отсюда и возник пресловутый subprime, то есть неспособность значительной (от 9% до 15%) части населения США расплатиться за собственный дом. А дальше был “эффект домино”.
К сожалению, нестабильность на финансовых рынках будет продолжаться как минимум до середины 2009 года. Об этом говорят даже представители российских финансовых властей. Так, 10 сентября вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин на заседании бюро правления РСПП заявил: “Сегодня я могу признать, что мы не обеспечили до сих пор устойчивость макроэкономики. Финансовая устойчивость тут же была поколеблена рисками на мировом рынке, инфляцией, и цена на нефть еще добавит”. Алексей Кудрин — грамотный финансист, обладатель звания “лучший министр финансов Европы”. Он знает что говорит, особенно когда говорит искренне.
Теперь о том, куда нести деньги: никуда! И еще месяцев девять будет некуда. Глобальные кризисы не преодолеваются быстро. И в какую следующую идею (верную или нет) поверит международное финансовое сообщество — сейчас предсказать нельзя.
Но это касается только долгосрочных вложений. К сожалению, процент по банковским депозитам сейчас не перекрывает даже официальной инфляции. А после масштабного вливания государственных денег на российский фондовый рынок инфляция еще ускорится. О 14% говорят уже и в ЦБ. “ЭВ” очень не хочет подогревать панику и рекомендовать забирать средства из банков, однако сказать иное — значит погрешить против истины. Либо банки должны повысить проценты по вкладам. ПИФы до конца года из финансовой ямы тоже вряд ли выйдут. Держать средства в них, если доходность меньше инфляции, — разорение для частного инвестора.
Но доход тем не менее можно извлекать. Просто от инвестора потребуются усилия по управлению краткосрочными сделками. Во время кризиса инвестирование на год(ы) сменяется инвестированием на недели — это закон. Советуем обратить внимание на рынок фьючерсов FORTS. Даже когда биржи закрывали, он некоторое время работал. Рост курса доллара позволяет извлекать рублевую доходность даже при падении мировых (долларовых) цен на нефть или золото (на FORTS такие фьючерсы есть).
Кстати, о долларе: еще 1,5 месяца (до президентских выборов в США) будет актуальна игра на FOREX в пользу доллара против евро. Затем до конца года, видимо, можно будет использовать обратный тренд.
Также можно обратить внимание на восстанавливающийся после госвливаний рынок российских акций. Если есть уже открытые позиции (купленные акции), то о них инвестору минимум на полгода надо просто забыть. Иначе — убытки. Но если есть свободный капитал, то можно использовать стратегию: во что государство вливает — то и покупаем. А потом быстро (через 1—2 недели) продаем.
Не нужно забывать и про реальный сектор. В 1998 году, помнится, в разоряющихся офисах можно было купить шикарный стол за $3 (!). В 2008-м по сниженным ценам также наверняка будут распродаваться активы, например автомобили.
Финансовые кризисы называют благотворным явлением. Для частного инвестора приобретение опыта краткосрочных сделок может оказаться весьма полезным.
Денис Султанов
Комментарии
Финансовый кризис, разразившийся в России, привнесен в нашу страну мировым кризисом: в российской экономике нет функциональных, фундаментальных диспропорций. Российская экономика здоровее, чем любая экономика современного мира. Другое дело, что весь мир в целом нездоров, и поэтому для нас существует опасность заболеть. Но наша задача - выиграть на этом кризисе, не просто выжить, а выиграть. У нас есть для этого все шансы. Мы можем выйти из этого кризиса лидерами. Об этом надо думать, а не о том, чтобы белой простыней обернуться.
Подробнее на:
ruspro.org/index.php?mod=state_n&fld=state/econom&num=204&mrt=showcoment