Как \"Единая Россия\" блокирует льготы северян

На модерации Отложенный

Цитата: Многие пенсионеры боятся уезжать, чтобы не потерять несколько сотен к своей скудной пенсии. А молодежь не спешит туда ехать, видя, какая участь их ожидает в старости.

Но «единороссам» нет дела ни до Севера, ни до граждан. Они отказались голосовать за принятие законопроектов по наущению правительства. В числе онемевшего большинства оказались герой А.Чилингаров, известный северянин В.Пехтин, чукотский соратник Абрамовича С.Капков, которому передал свой думский мандат Путин. Отсиделся в стороне В.Жириновский, который на недавней встрече с Путиным соглашался, что обществу необходимо единение. Но как дошло до дела, думское большинство отмежевалось от обездоленных.

На днях премьер Путин взывал: нам необходимо единение в обществе. Да, необходимо. Но для этого российская власть обязана как минимум вернуть своему народу социальные долги. А их накопилось много. В особом долгу власть перед северянами. Их жизнью, трудом обживался суровый российский Север. Ими, северянами, открыты и разработаны месторождения полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, на продаже которых держится сегодня экономика РФ, а олигархи-капиталисты набивают свои карманы. И только северянам-пенсионерам от этого «золотого дождя» ничего не досталось: их посадили на нищенские пенсии, унизили и обрекли вымирать в условиях вечной мерзлоты. Могут ли северяне-пенсионеры верить нынешней власти, да еще идти с ней на единение? Разумеется, нет! Они пошли в Страсбургский суд по правам человека искать правды.

Тем временем «Единая Россия» в Госдуме по отработанной схеме «зарубила» два очередных законопроекта, предусматривавших сохранение базовой пенсии с учетом северного коэффициента северянам, выехавшим в Центральную Россию.

Одноименные законопроекты «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» были внесены Сахалинской областной думой и Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Каждый из законопроектов отлежал по нескольку лет в Комитете по труду и социальной политике (председатель А.Исаев, его зам. Ф.Гайнуллина, фракция «Единая Россия»). С тех пор многое изменилось. Не стало таймырской Думы, потому как возник Красноярский край, вобравший в себя Таймырский АО. А «денежные» законопроекты удерживались «единороссами». Их смущала цена вопроса – аж 504 руб. в месяц, величина коэффициента, который давно умоляют северные пенсионеры не отбирать у них после их переезда с Севера.

История отношения государства к северянам достаточно красноречива. По-настоящему труд людей в условиях сурового климата стали ценить при Советской власти. В СССР было узаконено, что Сибирь, Дальний Восток и Заполярье являются экстремальными для работы и проживания. Тем, кто ехал осваивать эти богатейшие края, установили льготы. В 1945 году Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) от 23 октября «Об улучшении бытовых условий и расширении льгот для работников Крайнего Севера» время работы в этих условиях засчитывалось в стаже с коэффициентом 2,0, с марта 1960 года – с коэффициентом 1,5.

Далее отношение к северянам начало меняться. Горбачёвским законом от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» хоть и сохранялось исчисление стажа с коэффициентом 1,5 и пенсии начислялись с учетом трудового стажа и заработка, но уже вводился пенсионный предел – не более 300 руб. (ст.18 закона). Это ущемляло права работников. И все же закон был относительно справедлив.

Но ему не суждено было вступить в силу. К власти пришел Ельцин, и началось полномасштабное наступление на права северян. Комитет по труду РФ «спустил» в социальные органы инструкцию с такой «методикой» расчетов, что пенсии северян сократились до 4–8% от их фактического заработка. С той поры у северных пенсионеров начались мытарства.

Беззаконие ельцинизма не только прочно закрепилось при президенте Путине, но и получило развитие. Закон №173-ФЗ от 17.12.2001 г. полностью отменил все льготы северянам. Узнав об этом, они заявили: «У нас украдено наше состояние – пенсия. А это уже преступление. Так как власть в России неподсудна, то только международная организация может оценить степень этого преступления». Тогда и начался их долгий путь в Страсбург.
За эти годы многократно рассматривались в Госдуме законопроекты по восстановлению справедливых пенсий северянам. Но сформированная Березовским–Путиным партия «Единство», ставшая позже «Единой Россией», взяла под свой контроль законодательную палату и поставила прочный заслон любой попытке вернуть северянам заработанное. Политика социального унижения и обкрадывания людей труда продолжается и поныне.

Каждое обсуждение в Госдуме законопроектов по соцзащите северян грызловцы превращают в базарное ток-шоу. В болтовне они топят идею. Не имея ни одного довода для отклонения социальных проектов, «единороссы» начинают произносить нечто невразумительное. Чтобы отфутболить законопроекты сахалинцев и таймырцев, «единоросска» Р.Кармазина (представляет Красноярский край) привела следующее «обоснование»: «…Я считаю, что нужно идти не на увеличение… там сохранение районного коэффициента, это несправедливо для тех, кто проживает... Базовая часть пенсии не зависит от заработка… это социальное пособие всем гражданам… Проблема существует… но рассматривать нужно в комплексе… через стажевые коэффициенты… К тому же, как бы и Думы (Таймырской) теперь нет… прошло 3 года, поэтому…» Нелегко было Кармазиной выдавить из себя жесткое единопартийное решение: законопроект отклонить. Она сама северянка и ей хорошо известно, как обмануты властью северные пенсионеры. Поэтому Кармазина мялась, придумывая, как бы смягчить формулировку. Где-то внутри шевельнулась совесть, но ее заглушил партбилет «Единой России».

И Кармазина не стала защищать интересы своих земляков: партия не простит такой фривольности.

Ф.Гайнуллина (член профсоюза из Татарстана) не испытывала мук совести. «Данные законопроекты отклонить, – бодро рапортовала она, – их концепцию не поддерживает правительство». Ошеломляющий вывод о законопроектах сделала председатель думского Комитета по делам Севера и малочисленным народам «единоросска» Пивненко. Она написала: «Комитет не может поддержать законопроекты. Применение районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии при выезде лица за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей противоречит правовому смыслу… не будет отвечать принципам справедливости…» По теории Пивненко, изъятие у северян их законных льгот есть не что иное, как проявление справедливости. Редкая изобретательность осенила «единоросску». Ее уже можно отнести к виртуозам по написанию заключений, нужных и приятных для правительства.

Когда стало ясно, что «Единая Россия» хоронит законопроекты, Владислав Юрчик (КПРФ) предложил депутатам завершить обсуждение минутой молчания. Но ни Кармазина, ни Гайнуллина с Пивненко не молчали. Они хором обещали «работать над темой». Семи минувших лет им не хватило, чтобы откликнуться на нужды северян. Сколько еще семилеток им потребуется, осталось тайной.

Депутаты Тамара Плетнёва, Анатолий Локоть, Николай Коломейцев, Оксана Дмитриева, Анатолий Грешневиков добивались принятия концепции законопроектов, подчеркивая: «Сколько ж можно гонять северян по кругу? Хватит отделываться пустыми обещаниями. Это ж нужно не только пенсионерам. Это нужно ради будущего нашего Севера». Социальная незащищенность северян парализовала развитие самых богатых природными ископаемыми территорий. Многие пенсионеры боятся уезжать, чтобы не потерять несколько сотен к своей скудной пенсии. А молодежь не спешит туда ехать, видя, какая участь их ожидает в старости.

Но «единороссам» нет дела ни до Севера, ни до граждан. Они отказались голосовать за принятие законопроектов по наущению правительства. В числе онемевшего большинства оказались герой А.Чилингаров, известный северянин В.Пехтин, чукотский соратник Абрамовича С.Капков, которому передал свой думский мандат Путин. Отсиделся в стороне В.Жириновский, который на недавней встрече с Путиным соглашался, что обществу необходимо единение. Но как дошло до дела, думское большинство отмежевалось от обездоленных. Единогласно поддержали законопроекты коммунисты. Но их голосов маловато для принятия нормального решения.

Северяне узнали, как проходило обсуждение важных для них законопроектов. Поведение «единороссов» не стало для них неожиданностью. Они уже не ждут ни от власти российской, ни от ее партий ничего хорошего. Северяне ждут рассмотрения своей жалобы в Страсбургском суде. Оттуда пришел ответ: «Ваша жалоба будет рассмотрена Судом на основании представленных вами информации и документов, как только это будет возможным».

В жалобе в Страсбург, как рассказал член правления Совета ветеранов Севера почетный полярник, доктор минералогических наук Юрий Григорьевич Толпегин, северяне настаивали, «чтобы при расчете северных пенсий применялся закон №340-1 от 20 января 1990 года как учитывающий трудовой вклад человека в условиях работы на Крайнем Севере. Однажды Госдума внесла изменения в Закон о трудовых пенсиях, возвращавшие некоторые льготы. Но Совет Федерации отказался его одобрить, сославшись на отсутствие средств в стране. После мы поняли, что перед нами, ветеранами, был разыгран спектакль: спикер Грызлов принимает изменения, показывая, что депутаты как бы за народ. А спикер Миронов отвергает, как бы сберегая казну. Госдума, «Единая Россия», в которой свыше 300 депутатов, могла легко преодолеть «вето» верхней палаты. Но не сделала этого, показав, что парламент в нынешней России – чисто декоративный орган, самостоятельно ничего не решающий. Все «заряжают» президент, премьер, в том числе и беззаконие. Все попытки обязать органы власти уважать Конституцию страны были безуспешны».

Ю.Толпегин поделился, какой должна быть схема справедливого расчета северных пенсий на основе трудового вклада гражданина. Она проста: «По факту средний заработок северян в период 1960–1990 гг. составлял 600–1000 руб. что, согласно справке Центрального банка РФ, соответствовало 1100–1800 долларов США (из расчета 0,56 руб. за 1 долл.). Статьей 16 закона №340-1 пенсия устанавливалась в размере 55% от заработка, а при наличии стажа 45 лет (с учетом коэффициента 1,5) – 75%. Тогда величина пенсии северянина составляла 550–1350 дол. США. Но законодатель статьей 18 ввел ограничение – не более 300 руб., что на то время соответствовало 536 дол. По закону №340-1 северянин-пенсионер должен был получить: установленный минимум – 300 руб. (536 долл.) плюс 50 руб. (89 дол.) за работу в суровых условиях Крайнего Севера, плюс 70 руб. (125 дол.) при достижении трудового стажа 45 лет. В итоге северянину начислялась пенсия от 625 (минимум) до 750 долл. Привязка расчетов к доллару США обоснована, отмечает Толпегин, поскольку законодатель статьей 101 закона №340-1 определил, что «натуральная часть заработка (пенсии) оценивается по государственным розничным ценам того периода, когда производилась оплата (зар­плата, налоги и т.д.)». По словам Толпегина, «нужно учесть, что этот расчет соответствует периоду начала 90-х годов, с того времени пенсии неоднократно индексировались, следовательно, указанные пенсионные суммы тоже должны быть проиндексированы». Северянам, ушедшим на пенсию в 90-х и позже, государство обязано выплатить то, что все эти годы незаконно отбирало. В этом состоит суть иска северян-пенсионеров против РФ, поданного в Страсбург.
Во сколько это обойдется государству, северные ветераны подсчитают, когда суд примет положительное для них решение.

Галина Платова