Верхом на «Атоме»: к чему привела попытка создать первый российский электромобиль
На этой неделе автомобильный завод «Москвич» собрал первый экземпляр полностью отечественного электромобиля «Атом». Но бежать за покупкой первенца не стоит, — авто сделан для тестовых целей. Что с ним будет дальше, выяснил обозреватель «НИ».
Фото: Пресс-служба проекта «Атом». Завод «Москвич» собрал первый экземпляр полностью отечественного электромобиля «Атом»
Виктор Левин
Трудовые подвиги дедов и деяния внуков: в чем разница?
Если верить разного рода пиаровским и рекламным мифам, которые заинтересованные лица и структуры наплодили за последние пять лет, то о судьбе автомобиля «Атом» можно снимать духоподъемный сериал в стилистике советских фильмов о покорении мирного атома. Кино будет о том, как вдохновленные идеей полностью отечественного электромобиля миллениалы и зуммеры, борясь с косными скептиками и пофигистами, жертвуя отдыхом в Турциях и на Мальдивах, перебиваясь лишь дешевой пиццой и энергетиками, создавали Машину Мечты.
— Нет, нам не наплевать на технологический суверенитет Родины! Посрамим «Теслу» и китайский «БИД»! — восклицает главный герой в начале фильма, добавляя, что пример дедов, которые за одну первую пятилетку построили полторы тысячи промышленных предприятий, не канул в Лету.
А ведь и правда. Деды за считанные годы создали основу индустриального потенциала страны (см. скан газетной вырезки ниже).
В годы первой пятилетки (1928 -1932) были построены три крупнейших в мире тракторных завода и два автомобильных гиганта. Фото: 1MI
А вот с трудовыми подвигами внуков что-то пошло не так. О старте проекта «Атом» было объявлено еще в 2021 году. Совсем скоро закончится первая «атомная» пятилетка и вот что мы видим в новостных лентах:
На заводе «Москвич» собрали первый электромобиль «Атом» серии PT (Plant Trial). Эта серия нужна для отработки всей цепочки производственного процесса в серийном режиме. Товарные образцы «Атома» появятся в первой половине 2026 года. В компании «Кама» уточняют, что точная дата старта серийного производства будет объявлена дополнительно.
Иначе говоря, за 4,5 года дочерняя фирма самого большого и самого лучшего в России автогиганта КАМАЗ не смогла наладить выпуск бюджетных автомобилей на заводе, который и строить не пришлось с нуля и в чистом поле. Готовое предприятие оставили нам французы из «Рено-Ниссан» в 2022 году. Первые товарные партии «Атома» обещали сделать в 2025 году. Но дальше тестовой сборки не пошли.
Первый «Атом» на заводском конвейере «Москвича» появился спустя 4,5 года после старта проекта. Фото: Компания «Кама»
Ли Сян: что можно сделать в автопроме за четыре года
Для сравнения: ровно четыре года прошло между основанием в 2015 году компании Beijing Chehejia Information Technology, которая позже была переименована в Li Auto, и выпуском ее первого электромобиля — Li One. Еще через четыре года, к 2023-му, продажи Li Auto выросли до 376 030 единиц, а рыночная капитализация превысила $30 млрд.

В 2015 году 34-летний китаец Ли Сян после встречи с Илоном Маском загорелся идеей своих электромобилей. Через четыре года построенная с нуля компания выдала товарную партию «Лисянгов». Фото: 1MI
Кстати! Когда Ли Сян только строил свои заводы, в России уже собирались выпускать оригинальные электромобили. Машина под условным названием «Кама-1» была разработана Петербургским политехническим университетом на гранты Минобрнауки и КАМАЗа в роли индустриального партнера: вместе они вложили 217 млн рублей. Несмотря на ничтожность суммы, «Кама-1» имела базовую техническую проработку и даже могла ездить. А чиновник из Москвы уже раструбил о светлом будущем проекта.
«Эта машина — будущее мирового автопрома, смысл ее в том, что машины такого класса — электрические, они готовы к беспилотной эксплуатации, это машины композитные и спроектированные так, чтобы можно было быстро выпускать новые версии», — подчеркнул специальный представитель президента РФ по цифровому технологическому развитию Дмитрий Песков.
Эта машина — будущее мирового автопрома, заявил чиновник из Москвы в 2020 году.
После чего проект «Кама-1» был закрыт. Фото: Авторевю
Казалось, что трудно не поверить в прозорливость Дмитрия Пескова, который еще в ранге Директора АСИ по новым технологиям заслужил имидж очень умного и ответственного специалиста. Но и он явно не угадал с «будущим мирового автопрома». Оно было вскоре закрыто и забыто. КАМАЗ и его фирма «КАМА» стали делать с нуля автомобиль «Атом», ничего общего с опытами питерских студентов не имеющий. И если верить публикациям в прессе, дело пошло на лад.
Так, в декабре 2023 года корреспондент «Авторевю» побывал в компании «КАМА», где ему рассказали о вдохновенной работе 800 (!) сотрудников. Большинство — айтишники, занятые сложным программным обеспечением будущего автомобиля. Но в инженерном департаменте нашелся и настоящий немец Харальд Грюбель, а гендиректором фирмы работает 29-летний Николай Бобринский. Прежде молодой начальник трудился в Ford и Renault, участвовал в доводке шасси локализованных кроссоверов Arkana и Duster второго поколения, а позже был отправлен в Румынию на фирму Dacia, где принимал участие в создании «третьего» Дастера.
На сайте компании утверждается, что одних экспертов мирового уровня аж 1600 человек!. Фото: сайт автомобиля «Атом»
Найти компоненты в суверенной экономике: миссия невыполнима
На этом хорошие новости у патриотического до последнего винтика проекта «Атом» и заканчивались. Вдруг оказалось, что в суверенной российской экономике с производством основных компонентов для электромобилей полный швах. Пока в Калининграде обещают построить завод аккумуляторов, закупать главный элемент электрички надо в Китае. Как, впрочем, и электромоторы, рулевые механизмы, блоки электросистемы и бортовой электроники. Поэтому строить ходовые прототипы «Атома» стали в Поднебесной. Там же проходили испытания машины, поскольку в России нет полигонов для полного цикла тестов.
У электромобиля «Атом» нет центральных стоек. Фото: Пресс-служба проекта «Атом»
Но все это можно пережить при условии нормального финансирования. А вот есть ли оно у производителя «Атома» — большой вопрос. Два года назад финансовое положение КАМАЗа было вполне устойчивым. Однако в 2025-м случился полный обвал.
За девять месяцев этого года чистый убыток вырос в 7,6 раза, достигнув 29,1 млрд рублей, а выручка просела на 25 млрд. Продажи крупнотоннажных грузовиков упали почти наполовину — на 57,4%, и это при том, что рынок поддерживается госзаказами и военными контрактами.
Но даже армейские заказы не спасают — компания захлебывается в долгах. Долгосрочные обязательства выросли до 167 млрд, краткосрочные — до 308 млрд. Почти полтриллиона рублей долгов при капитализации менее 60 млрд — это неутешительный диагноз.
В таких условиях финансировать новые проекты никто не станет. Брать кредиты под 25 процентов годовых — тоже не выход.
Само собой, что о своем финансовом положении компания «КАМА» не сообщает. В России, похоже, это вообще тайна всего нашего автопрома. Но если предположить, что у производителя «Атома» с деньгами проблем нет (что маловероятно), то остается еще один неудобный вопрос: а кому в нашей стране нужен электромобиль В класса размером короче, чем «Лада Гранта»?
Панель приборов у «Атома» расположена на руле. Фото: Пресс-служба проекта «Атом»
Evolute i-Pro: как умереть молодым
Ровно месяц назад, 29 октября «Новые Известия» сообщали о безвременной кончине первого российского электромобиля: компания «Моторинвест», которая собирает машины китайской фирмы Dongfeng в Липецкой области, объявила о прекращении выпуска первого отечественного электрического седана Evolute i-Pro, его производили с 2022 года.
Липецкий завод и его дилеры из кожи вон лезли, снижая базовую цену Evolute i-Pro с 2,99 млн рублей до 1,5 млн. И у покупателей был реальный шанс купить машину за полцены, при этом она обходилась дешевле, чем «Лада Веста». Однако ни таксопарки, ни каршеринг, ни частные лица и госорганизации почему-то ажиотажного спроса на дешевую электричку не создали. Причин тому множество и главная — отсутствие зарядных станций.
Так почему в отношении «Атома» родится и зацветет пышным цветом отсутствующий покупательский спрос? Да, машинка получилась вполне себе симпатичная. Планируемая цена совсем не симпатична, если Минпромторг не будет давать миллионную субсидию на каждый проданный экземпляр. А цены на электромобиль «Атом» окажутся в диапазоне 2,5 — 3,5 млн рублей, о чем в прошлом году сообщал глава компании — разработчика АО «Кама» Игорь Поваразднюк. И с тех пор ни один автомобиль точно не подешевел в России.
Надежда на чудо: «Атом» будет жить!
Впрочем, автор неутешительного прогноза очень хотел бы ошибиться, пожелав производителям нового отечественного автомобиля семи футов под обеими бамперами. А вдруг и в самом деле заднеприводная машинка (как БМВ!) полюбится народу, и к дилерам 48 городов России (такую сеть обещают создать производители) не зарастет тропа…
Комментарии