Как армия переходит на контрактную основу?

На модерации Отложенный

Сергей Кривенко, координатор общественной инициативы "Гражданин и армия" раскрыл корреспонденту "Избранного" военные секреты.

- Возврат отобранных у сельских врачей и учителей отсрочек от призыва – утопия? Госдума не согласится их восстановить?

- Думаю, вернуть отсрочки в ближайшее время не удастся. Хотя  ситуация абсурдная. Все твердят, что на селе не хватает врачей и учителей – и призывают их в армию. Или на государственном уровне обсуждают, как восполнить нехватку молодых квалифицированных рабочих кадров – а из техникумов теперь забирают ребят целыми курсами.

- В чьих интересах столь нелогично действует государство?

- Понятен интерес только военного ведомства. Министерство обороны срывает перевод армии на контрактную основу и в связи с этим не может допустить снижения количества призывников. Они боятся оставить части, которые должны быть укомплектованы контрактниками, вообще без военнослужащих.

- Военные объясняют по-другому: армия переходит на контракт, мы сократили срок службы по призыву до года – вот и возникла необходимость в отмене отсрочек, чтобы войска не обезлюдели. Иначе, говорят, не гарантируем боеготовность...  

- О какой боеготовности идет речь? В конце прошлого года завершилась четырехлетняя Федеральная целевая программа перевода ряда воинских частей и соединений на контрактный способ комплектования. Согласно этой программе, все части постоянной боевой готовности (то есть непосредственно выполняющие задачу защиты Отечества) должны формироваться только из контрактников.

Именно поэтому с 1 января 2008 года был снижен срок службы по призыву. Предполагалось, что смысл этой службы отныне станет совсем другим: подготовка мобилизационного резерва и обучение ребят, которые впоследствии хотят служить по контракту. Всё. И, например, по закону, теперь нельзя отправлять срочников для участия в боевых действиях. Недаром столько шума вызвали факты, когда военнослужащие по призыву оказались в Южной Осетии.

В эту логику реформирования армии совершенно не укладывается отмена отсрочек. Она укладывается только в ведомственную логику Минобороны. Вернее – Генштаба и его Главного мобилизационного управления.

- Но ведь стратегическую цель – переход к контрактной армии – руководство страны не отменило?

- Нет. Исходя из того, что все части боевой готовности уже должны быть укомплектованы контрактниками, была разработана программа перехода к контрактному способу комплектования  сержантского корпуса всех остальных частей. Правда, сначала заявлялось, что за два года – 2008 и 2009-ой – на контракт переведут всех сержантов. Теперь редакция документа изменена: все растягивается то ли до 2012, то ли до 2015-го. То есть опять реформа тормозится. Но, повторяю, решения о ее отмене не было.

Более того, есть положительный пример – пограничные войска. Они досрочно полностью перешли на контрактный способ комплектования. И никаких проблем с комплектованием у них не возникает, мы отслеживаем ситуацию. Ребята стоят в очереди, чтобы записаться в погранвойска. Потому что там установили нормальную оплату, создали социальные условия.

- Почему пограничникам удалось, а Минобороны нет? Пограничникам больше денег дали на каждого потенциального контрактника?

- Нет, средств всем выделили равномерно. Минобороны совершило системную управленческую ошибку. Значительную часть средств, выделенных на реализацию этой программы, пустило на строительство казарм, оборудование полигонов и т.д. Якобы это повысит качество службы контрактников. Логика тут определенная есть: качество службы действительно надо повышать. Но есть и лукавство – с учетом того, как легко проконтролировать путь средств, выделенных на прямые выплаты людям, и как трудно уследить за расходами на всяческое строительство...



- И никто Министерству обороны на эту ошибку не указал?

- Военных за это с самого начала критиковали, говорили: давайте сначала на старых полигонах, с тем же вооружением начнем перевод на контракт, сделаем контрактную службу престижной, контрактника – защищенным (чтобы договор с ним занимал не полстранички, как сейчас, а 5-6, где были бы прописаны все его права и обязанности)... На это не пошли. Так что сейчас контрактники – такие же бесправные люди, как и призывники.

Поскольку на денежное довольствие выделили средств недостаточно, возникла огромная проблема: принуждение ребят к подписанию контрактов. Не отбирают для этого дела самых достойных, не убеждают их, а заставляют всех подряд – обманом, угрозами и даже прямым физическим воздействием.

Вот недавно звонили солдаты-срочники, которые сейчас находятся в Южной Осетии, рассказали, что их пытаются заставить подписать против воли контракты. При этом начальство предупредило: не подпишете – все равно, если вас вдруг убьют, будете числиться контрактниками, заполним бланки ваших заявлений задним числом...

- Сельские врачи и учителя, которых лишили отсрочки, действительно могут "вытянуть" призыв? Или военные просто пошли на принцип: никаких послаблений никому?

- Призыв, конечно, сельские медики и педагоги не спасут. По экспертным оценкам, это ежегодно 300-500 человек по всей России. Точных подсчетов никто не проводил.

Почему военные "идут на принцип", понятно. У них своя точка зрения: служить должны все, ничего страшного – один годик отслужишь, человеком станешь. Есть и определенная группа военных, материально заинтересованных в сохранении призыва...

Гораздо больше недоумения вызывает позиция депутатов. Они ведь демонстрируют абсолютное равнодушие к этой проблеме. Возьмем ситуацию, возникшую после решения забирать в армию ребят, у которых дети маленькие или жены беременные. Из-за технической ошибки законодателей (запятую не там поставили), не выдается пособие на детей, родившихся в 2008 году у тех отцов, которые пошли служить в 2007 году. Таких случаев меньше сотни по стране, но это ведь реальные женщины с реальными детьми, оставшиеся без средств к существованию. Некоторым родственники помогают, но некоторые – совсем одни. Так вот, эту несчастную запятую депутаты в течение 9 месяцев перенести на нужное место не могут. При всей нынешней демографической риторике, при объявленном Годе семьи... Уже есть несколько случаев, когда ребята сбежали из армии – кормить своих голодных жен.

- Вы объяснили, почему "идут на принцип" военные. А депутаты почему идут у них на поводу?

- Депутаты просто не вникают в проблему. В Госдуме нет сейчас ядра, которое по-настоящему было бы заинтересовано в том, чтобы при решении задач, которые стоят перед Вооруженными силами, выбирался оптимальный путь – с учетом интересов не только армейской верхушки, но и всего общества. Раньше эту роль выполняли депутаты СПС, "Яблока". Их было немного, два-три человека, но они постоянно держали в поле зрения эту тему. В частности, именно благодаря им появилась отсрочка для призывников, у которых жены ожидали ребенка... Сейчас этой темой – соответствия армейской политики интересам общества – не занимается в думском комитете по обороне никто.

В общем, я бы не искал в Госдуме каких-то злодеев. Скорее, военные просто продавливают там свои решения, пользуясь отсутствием квалифицированных оппонентов. А депутаты живут по указке Кремля. Между тем, в Кремле сейчас много проблем. До таких мелочей, как пособия грудным детям ребят, призванных в армию, или лишение сельских школ и больниц молодых специалистов, руки не доходят. Ну, соответственно, и у депутатов нет стимула этой ерундой всерьез заниматься.

Татьяна Скоробогатько