Рубен Варданян не исключает повторения «августа 1998-го»
На модерации
Отложенный
«Только не пишите, пожалуйста, что Рубен Варданян предрекает ядерную зиму», - попросил журналистов глава «Тройки Диалог», описывая наиболее пессимистический вариант развития событий в мировой финансовой системе. «А что, неплохой заголовок», - откликнулся кто-то из коллег.
Рубен Карленович выглядел в понедельник не таким бодрым, как обычно. Может быть, потому что только в шесть утра прилетел в Москву, или потому что днем ему предстояло поучаствовать во встрече руководства РСПП с президентом. Или дело было в новостях от Lehman Brothers и Merrill Lynch.
Не они ли повлияли на оценку Рубеном Варданяном рисков мировой финансовой системы, которая, не исключает он, может оказаться в коллапсе. Если что-то пойдет не так после президентских выборов в США, если кризис обернется острыми социальными последствиями, то… То, мир окажется в оцепенении. «Шоковое состояние. Представьте себе: никто ничего не делает», - живописует финансовый апокалипсис Рубен Варданян, предлагая экстраполировать ситуацию сентября-октября 1998 года в России на глобальные рынки.
Глава «Тройки» оценивает вероятность столь драматических событий в 10%. «10% - это очень страшная цифра для такого сценария», - избавляет он от чрезмерного оптимизма.
Более вероятно – примерно 30% - восстановление статус-кво. В Штатах благополучно проходят выборы, одновременно следует серия крупных слияний и поглощений, инвесторы начинают понимать и адекватно реагировать на происходящее.И уже в первом квартале следующего года возвращается стабильность.
Оставшиеся 60% - по сути, непредсказуемость. Рубен Варданян полагает, что «мы попали в эпоху перемен» и на выходе получим новую мировую финансовую систему, в которой «Америка не будет безусловным лидером». Происходящее по масштабам экономических последствий может стоять в одном ряду с кризисом Бреттон-Вудской системы.
На развитие событий по такому сценарию основатель «Тройки» отводит полтора-два года. Впрочем, утешает он, у России есть преимущество – ей не привыкать к переменам, и «если не будет шапкозакидательства», в новом мироустройстве наша страна займет место не хуже прежнего. Почему бы ей не стать финансовым центром? Все возможно, философски замечает Рубен Варданян.
И вскоре он уже указывает на слабые места: мало кто из российских финдиректоров или профессиональных инвесторов умеют работать на падающем рынке, мало кто помнит 1998 год. Речь идет не о «шортах», а о фундаментальных вещах: длинные проекты реализовывались за счет коротких денег. И в результате случаются парадоксальные ситуации: быстрорастущая компания с хорошей прибылью оказывается на грани банкротства.
Кстати, предупреждает Рубен Варданян, скоро начнут срабатывать margin call по крупным заложенным пакетам акций, что изрядно активизирует рынок слияний и поглощений, вплоть до передела структуры собственности в целых секторах. А рынок этот и без того пребывает в возбужденном состоянии. Недавно председатель правления «Ренессанс Капитала» Александр Перцовский, комментируя рост оборотов инвестбанка в отсутствие IPO и при сужении рынка заимствований, заявил, что увеличение выручки произошло, в том числе за счет направления M&A. Рубен Варданян также видит здесь широкий простор для инвестбанковского бизнеса, кроме того, по его мнению, неплохие перспективы сегодня у сегмента частных размещений и работы с «плохими» долгами.
Кто продавец на рынке M&A понятно, кто же покупатель? Глава «Тройки» предложил довольно замысловатое определение – «богатые люди с трейдерскими способностями». И хотя Рубен Варданян не стал публично называть фамилии, примерно понятно, о ком идет речь. Выгодные покупки для себя присматривает, например, «кэш-миллиардер» Михаил Прохоров.
Комментарии