Что вырастет на обломках \"оранжевой\" коалиции?
На модерации
Отложенный
16 сентября в Верховной Раде официально объявили о распаде «оранжевой» коалиции БЮТ и НУНС, которая прожила неполных девять месяцев (29 ноября 2007 года был подписан коалиционный договор о ее создании). «Похороны» состоялись без лишних эмоций со стороны бывших союзников, которые продолжают обвинять друг друга в распаде большинства. На удивление, даже оппозиционеры во главе с Партией Регионов спокойно восприняли данный факт: без аплодисментов и радости на лицах. Такая апатия к процедуре «прощания» с прежней коалицией связана во многом с тем, что депутаты больше заняты переговорным процессом по созданию нового альянса.
Хоронили без венков...
Первый день работы Верховной Рады после недельных «каникул» в комитетах и округах спикер Арсений Яценюк начал с главного. А именно — с выполнения «конституционной обязанности» — объявления о приостановлении действия коалиции демократических сил в составе БЮТ и НУНС. Глава парламента заявил с трибуны о «смерти» большинства, учитывая, что истек 10-дневный срок, в ходе которого пропрезидентская фракция НУНС еще могла отозвать свое заявление о выходе из союза с БЮТ (принятое в ночь на 3 сентября). Тогда сторонники Ющенко пошли на такой шаг в знак протеста после совместного голосования БЮТ и Партии Регионов за ряд законопроектов, урезающих полномочия президента (изменения к законам о Кабмине, Конституционном Суде, СБУ, назначении глав местных администраций).
Несмотря на то, что БЮТ все десять дней, отведенных законом, требовал от лагеря Ющенко отозвать заявление о выходе из коалиции, НУНС этого не сделал. В итоге спикер был вынужден зафиксировать юридический факт распада «оранжевой семьи», хотя это было очевидным уже несколько месяцев назад. Еще в середине лета коалиция БЮТ и НУНС утратила свою дееспособность, когда из ее рядов вышли два депутата. Тогда у «оранжевых» банально не хватало одного голоса до минимальных 226 мандатов для принятия законопроектов в Раде.
Журналистов, а также гостей из дипломатического корпуса, которые присутствовали в парламенте во время «процедуры прощания», удивила реакция самих депутатов на данный факт. Хотя Яценюк накануне предлагал депутатам прийти в Раду «с венками или цветами», таковых в сессионном зале замечено не было. Хотя многие прогнозировали, что те же «регионалы» обязательно используют данное событие для яркой пиар-акции с «торжественным возложением венков за упокой оранжевого союза». Но соратники Януковича, как и коммунисты, спокойно, без аплодисментов и криков радости слушали Яценюка, зачитывающего «некролог». Точно так же депутаты из НУНС вяло и без энтузиазма наблюдали за происходящим. Пресса заметила, что только парламентарии из БЮТ вели себя активно, передвигались по залу, общаясь друг с другом.
Отсутствие ажиотажа объясняется просто. Депутаты живут не столько сегодняшним днем, сколько тем, что будет завтра, а главное — через тридцать дней. Поскольку, согласно Конституции, с 16 сентября стартовал 30-дневый срок, в течение которого в Раде должны сформировать новую коалицию — или у президента появится право распустить парламент.
Очевидно, угрозу Дамоклова меча в виде возможного указа Ющенко о досрочных выборах, политические силы ощущают уже не первый день, поэтому вовсю ведут переговоры о создании нового формата большинства. И здесь вариантов может быть несколько.
БЮТ+НУНС+Блок Литвина? Или «дужка»?
Еще за день до официального распада «оранжевого» союза, в парламентских кругах заговорили о создании «старого-нового» большинства. То есть, в составе прежних БЮТ и НУНС вкупе с Блоком Литвина – наименьшей фракцией нынешней Рады, куда входит всего 19 депутатов. Информацию о том, что якобы Литвин согласился на такую конфигурацию, распространил депутат от БЮТ Владимир Яворивский. Сам «вечный спикер» (как часто за глаза называют Владимира Литвина, несколько лет занимавшего пост главы парламента Украины) подтвердил, что «консультации на предмет создания коалиции велись на выходных». Однако он рекомендовал не спешить, поскольку никаких конкретных договоренностей достигнуто не было.
Как поведал нам источник в БЮТ, консультации состоялись по инициативе самой Юлии Тимошенко. И в ее блоке не против того, чтобы, в случае создания такого большинства, самому Литвину и было отдано кресло спикера Рады.
Однако, как позже объяснил «Росбалту» депутат из Блока Литвина Олег Зарубинский, фракция Леди Ю пошла на такой шаг, заведомо зная, что НУНС и главное, президент Ющенко на это не согласится. Ведь для команды президента невыгодно отдавать пост спикера другой политической силе (Яценюка всегда считали человеком Ющенко). Тем более, что этот пост фракция НУНС получила согласно договоренностям с БЮТ еще во время предвыборной кампании (БЮТ, получившей больший процент голосов, достался пост премьера, а НУНС – кресло главы парламента).
«Учитывая, что мы не слышим реакции от президента на данное предложение БЮТ, думаю, что создать такую коалицию — БЮТ, НУНС и нашей силы — будет очень сложно, — заявил корреспонденту «Росбалта» Зарубинский. — Скорее, возможен другой формат: БЮТ и Партия Регионов. Тем более, что этот вариант готовился и прорабатывался давно, еще в августе».
Политологи также скептически относятся к варианту реанимации «оранжевой» коалиции путем добавления Блока Литвина. Эксперт Кость Бондаренко уверен, что «создание новой коалиции на базе «оранжевого трупа» с Блоком Литвина возможно только в случае удовлетворения определенных кадровых условий со стороны Литвина. И главным условием здесь будет кресло руководителя ВРУ» для самого Литвина, который никогда не скрывал своего желания вновь занять этот пост. Но здесь «коса на камень может пойти именно из-за сопротивления пропрезидентского НУНС, который не пойдет на это».
При этом политолог уверен, что для реализации такого сценария президент Ющенко все равно должен будет «пожертвовать» главой своего секретариата Виктором Балогой или кем-то из его заместителей, на что сам Виктор Андреевич вряд ли согласится. Ведь отдавать на «съедение» оппонентов Балогу – одного из главных организаторов предстоящей избирательной президентской кампании-2010 «будет подобно смерти, в электоральном и политическом плане». Это означало бы, что сам гарант признает свое поражение в схватке с Тимошенко. А премьер и ее команда только наберут дополнительные баллы, чего так опасается окружение Ющенко.
Политический эксперт Владимир Фесенко считает, что для создания коалиции БЮТ, НУНС и Блока Литвина не столь важны сами договоренности и распределение портфелей, сколько «корень всего зла» — противоречия между Ющенко и Тимошенко, которые рассорились в последнее время до такой степени, что «назад уже дороги нет». Посему, такой формат коалиции маловероятен, «его крайне трудно будет реализовать без примирения лично Ющенко и Тимошенко, а шагов в этом направлении нет», — констатировал Фесенко.
По мнению аналитика, вероятнее всего создание так называемой «дужки», или «дуже (в переводе с украинского – «очень») широкой коалиции». А именно, вполне вероятно, что БЮТ, Партия Регионов, коммунисты и, возможно, даже Блок Литвина «объединятся в последний день перед расстрелом, как это обычно делают украинские политики». То есть, будут вынуждены создать новое большинство, только чтобы президент не поставил росчерк пера под указом о роспуске Рады (как пугают сторонники Ющенко, таковой уже подготовлен в секретариате президента и ждет своего часа).
Такой вариант не исключают и в КПУ. Так, депутат Александр Голуб вполне допускает вариант объединения всех парламентских сил только с одной целью – объявить «войну» Ющенко по всем направлениям. Такой союз будет вынужденным, поскольку на данный момент поступает информация из силовых структур о том, что Ющенко готовит массовые провокации в Крыму для последующего введения чрезвычайного положения и прямого президентского правления.
Кстати, об этом же говорят «регионалы», которые обеспокоены переподчинением президенту внутренних войск, инспирированными обращениями от общественных организаций к главе государства с призывами ввести прямое президентское правление. Как прогнозирует коммунист Голуб, чтобы этому противостоять (а главное условие для этого – парламент должен работать), политические силы, даже столь разные по своим идеологическим установкам, могут пойти на создание «коалиции анти-Ющенко».
С таким сценарием согласны даже в НУНС. Сторонники Ющенко не первый день в один голос кричат о создании «прокремлевского большинства БЮТ, ПР и коммунистов, которое теперь будет действовать в угоду Москвы», — заявлял с трибуны парламента глава фракции НУНС Вячеслав Кириленко.
В БЮТ подобные обвинения продолжают опровергать. Так, депутат Анатолий Семинога в интервью «Росбалту» заверил, что «никакого прокремлевского большинства в нашем парламенте нет и быть не может». Но в то же время он обмолвился, что «лично я считаю формат коалиции БЮТ и ПР не самым худшим». При этом Семинога пояснил, что с такой точкой зрения сегодня согласны многие депутаты в лагере Тимошенко, хотя ранее сама глава БЮТ во время избирательной кампании 2007 года категорически отрицала возможность какого-либо союза с Януковичем.
Выборов не избежать. Через год?
Аналитики и политологи едины в том, что даже если на данном этапе (в течение 30 дней) в Раде удастся создать новую коалицию, в перспективе досрочных выборов все равно не избежать. Учитывая, что сегодня мало кто верит в объединение Блока Литвина и «оранжевых» сил, более вероятна коалиция БЮТ и Партии Регионов (возможно, вместе с КПУ и тем же Блоком Литвина). Но даже если эти силы пойдут на создание альянса, то только с одной целью – «ударить» по Ющенко, провести конституционные изменения, а затем пойти на досрочные парламентские и президентские выборы. Во всяком случае, именно в этом в кулуарах признаются нардепы из двух наибольших фракций, «Регионов» и БЮТ. Называются даже возможные сроки: начало или середина 2009 года.
Алгоритм этого сценария довольно прост: принимаются поправки к Конституции (а у БЮТ и ПР для этого есть 300 голосов), затем по процедуре проводятся обязательные парламентские выборы. Что касается президента, то его будут призывать сложить полномочия досрочно, как это сделал в свое время Леонид Кравчук, а если Ющенко не пойдет на это, организуется процедура импичмента. Благо, что уже принята необходимая законодательная база — поправки к Закону о Конституционном Суде и к Закону о создании временных следственных комиссий, за что проголосовали ПР и БЮТ в первых числах сентября (что, напомним, стало для НУНС поводом для выхода из коалиции с БЮТ).
Сегодня же досрочные выборы для основных политических сил накладны с точки зрения финансов (ведь предыдущая кампания закончилась только год назад), а также рискованны с электоральной точки зрения (все получат меньше процентов, чем имеют сейчас). Намного выгоднее с политической точки зрения пойти на временный союз даже с отъявленными оппонентами для достижения общих стратегических целей – проведения второго этапа конституционной реформы с переходом к парламентской форме правления.
Вполне вероятно, что при таком раскладе в Раде будут приняты изменения к Закону о выборах, повышающие проходной барьер с 3% до 7%, что «обрежет» возможности для той же президентской партии или блока попасть в следующий состав парламента. И тогда сам Ющенко и его окружение окажутся вытеснены на политические задворки.
Анна Стешенко
Комментарии