Как прижать Россию?

На модерации Отложенный

"Осмелимся посоветовать, господин премьер-министр, чтобы вы назначили публичное расследование обстоятельств смерти Литвиненко".

Меморандум, приведенный ниже, я нашел в купе поезда, прибывающего на вокзал Ватерлоо. Он был подложен под недопитую чашку кофе. Текст разобрать нелегко – бумага заляпана кофейной гущей, но, по-видимому, автор подписался только инициалом – Си.

"Господин премьер-министр, вы попросили нас придумать "как можно более дешевый способ стреножить Путина и при этом обойтись без каких-либо речей или публичных действий этого сукиного сына Милибэнда". Подобная характеристика министра иностранных дел слегка удивила нас, но мы разделяем ваше мнение, что от его очередной речи о дурном поведении русских и заявления, что на сей раз ЕС говорит серьезно, правда-правда, не будет толку.

Из сегодняшних газет вы, наверно, узнали, что систематическая кампания финансовых притеснений и гонений со стороны правоохранительных органов заставила BP пойти на попятный в ее битве с российскими олигархами. Мы предлагаем сходную политику.

Прежде всего нам следует попросить наших швейцарских друзей присмотреться к деятельности Gunvor Group. Вы, видимо, помните по предыдущим меморандумам, что Путин питает особый интерес к этой компании, которая теперь получает комиссионные примерно с трети экспорта российской нефти морем. Возможно, в этом деле нам даже не понадобится помощь Швейцарии, поскольку, согласно нашим новейшим расследованиям, холдинг, которому в конечном итоге принадлежит Gunvor, зарегистрирован на Британских Виргинских островах.

В том случае, если вы хотите прибегнуть к менее скрытым действиям – осуществить громкую инициативу, с которой могло бы ассоциироваться ваше имя – мы предлагаем вам объявить об официальном расследовании поползновений "Газпрома" приобрести Centrica. Вы, несомненно, помните, что ранее мы дали понять Медведеву (в его бытность председателем совета директоров "Газпрома"), что в принципе не возражаем против того, чтобы российская компания получила контроль над более чем половиной нашего рынка розничной торговли газом. Возможно, вы можете сообщить Медведеву, что в сложившихся обстоятельствах мы скорее разрешим Ахмадинежаду купить Centrica.

В области англо-российского делового партнерства нам следует создать гораздо более жесткие механизмы санкционирования, которые распространялись бы на бывших служащих британской короны, которым предлагают деньги взамен на их услуги друзьям Путина. В качестве отставных чиновников они и так получают неплохие пенсии (кстати, спасибо). С прискорбием вынужден сообщить вам, что сэр Фрэнсис Ричардс, экс-глава центра правительственной связи Великобритании (GCHQ), недавно беспрепятственно стал членом консультативного совета некой телекоммуникационной компании, которая принадлежит Михаилу Фридману – одному из тех самых олигархов, которые только что создали столько неприятностей для нефтяного российского предприятия BP. Вы можете уведомить нынешнего начальника нашей секретной службы связи, что сэр Фрэнсис – последний глава GCHQ, которому разрешат работать на Фридмана или любого другого российского миллиардера.

Как вам известно, мы скептически оцениваем готовность Германии чинить подлинные помехи для режима Путина. Тем не менее, канцлер Меркель намного более благоволит к подобному курсу, чем ее предшественник Герхард Шрёдер – тот ныне является председателем совета акционеров проекта газопровода Nord Stream, призванного доставлять продукцию "Газпрома" по дну моря напрямую в Германию и тем самым сократить зависимость России от стран-транзитеров – Польши и Украины.

Нам говорят, что канцлер Меркель с удовольствием лишит Шрёдера некоторых удовольствий в жизни и будет приветствовать вашу помощь в выявлении соображений экологического характера – даже подлинных – которые требуют отмены строительства Nord Stream.

А теперь коснемся самого щекотливого вопроса – того, что наши американские друзья именуют "департаментом хватания за жабры". Наши коллеги из лондонской полиции имеют массу улик, свидетельствующих о причастности ФСБ к убийству Александра Литвиненко. Как вам известно, впервые со времен смерти Георгия Маркова один из подданных Ее Величества пал в нашей стране от рук агентов иностранной разведки. Вы также должны знать, что российское правительство отказалось даже рассмотреть вопрос о выдаче основного подозреваемого для его привлечения к судебной ответственности в Великобритании.

В этой связи мы предлагаем провести публичное расследование обстоятельств убийства Литвиненко. На нас произвела глубокое впечатление работа лорда-судьи Скотта Бейкера, который руководил недавним расследованием смерти Дианы, принцессы Уэльской, и Доди аль-Файеда. Было бы весьма полезно вновь воспользоваться услугами Бейкера; вы должны помнить, что он затянул расследование смерти Дианы на много месяцев, причем СМИ получили полный доступ ко всем материалам, и нас попросили согласиться с принципом, что давать публичные показания обязаны даже сотрудники MI-6.

Одним из основных свидетелей станет Борис Березовский; этот самый разговорчивый из врагов Путина наверняка проведет на трибуне свидетеля несколько дней. Как вам известно, год назад мы выслали из Британии некоего российского гражданина, который, как мы имели основания подозревать, планировал убить Березовского. Согласно самым свежим данным из России, теперь этот человек куда-то исчез – интересный факт, к которому расследование также привлечет внимание общественности.

Главная прелесть этой идеи в том, что подобное расследование непременно докопается до мотивов, как могли бы выразиться наши друзья-юристы. Литвиненко упорно настаивал на том, что за взрывами жилых домов в Москве в 1999 году – событием, использованным в оправдание нападения на Чечню, которое, в свою очередь, очень помогло Путину в его кампании за избрание на пост президента России, – стояли агенты ФСБ, а не чеченские повстанцы. Вы должны помнить, что журналистку Анну Политковскую тоже убили после того, как она проводила собственные расследования роли ФСБ во взрывах московских домов.

Разумеется, в результате этого расследования не удастся установить с фактической точностью, что Литвиненко был убит по приказу Путина; но репутация Путина среди населения его собственной страны – что для него всего важнее – сильно испортится ввиду длительного и законного публичного рассмотрения подоплеки взрывов в Москве.

И наконец, господин премьер-министр, согласно вашей просьбе, копия этого меморандума не будет направлена министру иностранных дел".

Вы решили, что меморандум вымышленный. Что ж, вы правы. Но я очень удивлюсь, если документа наподобие этого не существует в реальности.

Доминик Лоусон