Почему люди готовы следовать словам Воланда, словно он пророк?
На модерации
Отложенный
Многие граждане руководствуются в своей жизни рекомендациями из популярных книг или прочих произведений искусства. Причем руководствуются подчас так, что знай автор, к какому месту приставляют читатели фразы из его творчества, трижды подумал бы, стоит ли вообще творить.
Например, фразу известного писателя М. Булгакова из произведения "Мастер и Маргарита" многие в нашей стране воспринимают как руководство к действию:
"Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
Сообщаю для тех, кто не в курсе: не дадут и даже не предложат. Точнее, выдать могут, но отнюдь не желаемое.
Здесь мы будем говорить о тех, кто разделяет взгляды христианства, но при этом поступает по заветам Воланда.
Во-первых, следует обратить внимание, кто говорит эти слова.
А говорит их Воланд - он же сатана, он же Отец Лжи и проч., и проч. Несомненно, в романе Воланд вызывает симпатию, но из этого не следует, что он позиционируется автором как персонаж, чьи слова должны быть для людей законом жизни. На роль такого персонажа автором обозначен, как и следовало ожидать, Иешуа. Это совершенно очевидно по сцене на крыше с Левием Матвием - Иешуа отдает распоряжения относительно людей, а Воланд им подчиняется, то есть закон для людей именно Иешуа. Следовательно, по замыслу автора, именно его слова людям следует воспринимать как руководство к действию.
(В скобках отмечу, к его словам люди как раз обычно и равнодушны. Например, эту фразу мало кто воспринимает в жизни всерьез: "Злых людей нет на свете.")
Во-вторых, не многие замечают, что указанная фраза - перевернутая с ног на голову цитата из Евангелия: "Просите, и дано будет вам; (Матф. 7-7)".
То есть, сатана в романе действует ровно как полагается сатане - перевирает божественные откровения и ценит в людях качества (в данном случае - гордыню), благодаря которым те попадают к нему в лапы.
В связи с этим возникает вопрос, почему люди готовы следовать словам Воланда, словно он пророк? Ответ, как мне кажется, таков: сатана здесь потакает человеческим слабостям; так жить легче, и так можно тешить свою гордыню. То есть: не делаешь ничего, но при этом ощущаешь себя крутым, поскольку "не опустился до просьб". А за то, что в жизни все хреново, легко можно винить тех самых сильных, которые не догадались тебе ничего дать или предложить.
Многие думают, что просить - унизительно. С чего бы? Вежливая просьба, произнесенная с достоинством, никоим образом не унижает просителя. Унижает лишь положение, в которое сам ставит себя проситель. Если просить подобострастно - тогда несомненно, это унизительно. Но при желании наоборот, просьбою легко можно и унизить того, кого просишь.
Несколько примеров:
- Будучи пожилым человеком можно считать всех молодых козлами, раз они не уступают тебе место в транспорте, а можно просто вежливо попросить. Лично я ни разу не видел молодого человека, который в ответ на вежливую просьбу остался сидеть.
- В жж можно печалиться оттого, что твой интересный текст никто не читает и не комментирует, а можно попросить камрадов, чтобы они оставили ссылку на него в своих журналах. В вежливой ненавязчивой просьбе только невменяемым гражданам видится чорный пеар.
- Можно считать своего начальника сволочью только оттого, что он не повышает тебе зарплату. А можно спокойно, с достоинством попросить прибавки. В любом случае, при выборе из двух вариантов 1) "С достоинством попросить" и 2) "Считать начальника сволочью" первый гораздо эффективнее.
Конечно, я не призываю всех срочно начинать попрошайничать. И с пониманием отношусь к тем, кто умрет, но не попросит. Только нужно отчетливо понимать: в реальной жизни никто просто так не принесет волшебной мази, не даст бесплатно домик со свечой и не вызовет из небытия прекрасного принца.
Комментарии
Светлый Сатанизм - это религиозное, культурное и философское мировоззрение, основанное прежде всего на здравом смысле и на трезвом взгляде на мир и человека в этом мире. Идя по - жизни, Светлый Сатанист руководствуется своим собственным умом и жизненным опытом, накопленным им за предыдущие годы.
Светлый Сатанист крепко стоит на своих ногах и глядит прямо в лицо миру - со всем, что в нем есть хорошего и дурного, прекрасного и уродливого; видит мир таким, как он есть, и не боится его. Завоевывает мир разумом, а не рабской покорностью перед теми страхами, которые он порождает.
Мы, Светлые Сатанисты, должны взять от мира все, что он может дать; и если это окажется меньше того, что нам хотелось бы, то в конце концов на нашу долю останется все же больше, чем удалось взять от мира на протяжении всех минувших веков другим людям.
Вместо напутствия:
Светлому Сатанисту нужны знание и мужество; ему не нужны скорбное сожаление о прошлом или рабская скованность свободного разума словами, пущенными в обиход в давно прошедшие времена невежественными людьми. Светлому Сатанисту нужны бесстрашный взгляд и свободный разум. Ему нужна надежда на будущее, а...
Хотя, в этом больше гордыни.
- Любители ли вы кошек?
- Нет.
- Ха! Да вы просто не умеете их готовить.
да потому!