Способность Кремля контролировать свою армию подвергается испытанию
На модерации
Отложенный
Когда российские войска в августе начали продвигаться все дальше и дальше вглубь грузинской территории, некоторые кремлевские руководители забеспокоились, что офицеры на переднем крае и даже представители верховного командования из Генерального штаба выходят за пределы своих полномочий.
Но в то же время эти российские генералы жаловались своим коллегам, что Москва ставит им подножку. Они хотели завершить начатую операцию по уничтожению 'агрессора' - грузинской армии. Но указ российского президента Дмитрия Медведева о прекращении огня, подписанный 12 августа, помешал им выполнить эту задачу.
После этого разногласия были сглажены, и обе стороны в дебатах стремятся сейчас подчеркнуть, что военные очень 'довольны' своим политическим руководством - и наоборот. 'В ближайшее время танки на Кремль не пойдут', - пошутил сторонник правых писатель Александр Проханов, известный своими тесными связями с высшим генералитетом, который почти никогда не делает публичных заявлений.
Но в те напряженные дни августа огромная российская военная машина уверенно катилась по территории Грузии, похоже, не обращая внимания на приказы из Кремля.
В результате на местах в Грузии возникла почти неразрешимая ситуация, когда российские войска уютно окопались на большом участке грузинской территории за пределами спорных анклавов, которые они якобы пришли спасать от грузинского нападения.
Хотя российское политическое руководство не отказывается публично от ответственности за такие действия, это не та тема, которую кремлевские официальные лица обсуждают с готовностью и желанием.
А действия эти противоречат публичным заявлениям Медведева, с которыми он выступал 12 августа после заключения соглашения. Поэтому возникают определенные сомнения в том, что военные полностью находятся под контролем Кремля - ведь политическое руководство страны разделилось между неопытным номинальным президентом Медведевым и более закаленным фактическим лидером Владимиром Путиным, занимающим пост премьер-министра.
'Есть два человека, которые руководят. Один обладает полной конституционной легитимностью, а у второго большая фактическая власть. И было бы действительно странно, если бы такая ситуация не создала некую двусмысленность в вопросе о том, кто кому приказывает какую деревню занять, и насколько глубоко должны продвигаться армейские дозоры.
Военные используют такую двусмысленность для продвижения собственных интересов. Они гордятся и испытывают несколько чрезмерное чувство эйфории от успехов России', - сказал Дмитрий Саймс (Dmitri Simes), возглавляющий находящийся в Вашингтоне Никсоновский центр (Nixon Center). На этой неделе он посетил Москву, где беседовал с российскими лидерами.
Например, уже после подписания соглашения о прекращении огня 12 августа российские войска выдвинулись из Южной Осетии по дороге на 30 километров вглубь грузинской территории, заняв город Гори, откуда они ушли только 22 августа. Они по-прежнему удерживают позиции на границе города, создав гигантскую буферную зону вокруг Южной Осетии и ряда других районов самой Грузии. Они уничтожили там мосты и прочие объекты инфраструктуры.
Кремль хранит молчание по этому поводу. Но, как говорят обозреватели, за кулисами он проявляет неодобрение. 14 августа генерал Вячеслав Борисов, возглавляющий российскую группировку в Гори, сделал телевизионное заявление о том, что он восстанавливает полицейские силы в городе, что свидетельствует о планах долговременного присутствия.
'Лица, принимающие решения, посчитали, что это создает проблему, - сказал депутат российского парламента и влиятельный политолог Сергей Марков, - когда офицеры в Гори заявили, что сформируют местную администрацию, к этому отнеслись очень плохо. Было абсолютно ясно, что это не дело военных, и что военные не находятся под полным контролем политиков'.
Проханов разъяснил, как он сказал, точку зрения военных. 'Они подчинились приказу, но была определенная сила инерции. Такое возникает, когда вы глушите двигатель своей машины, а она продолжает движение'.
Отставной генерал Леонид Ивашов, который в настоящее время возглавляет московский аналитический центр под названием Академия геополитических проблем, признался, что среди его находящихся на действительной военной службе коллег возникло массовое недовольство, когда Медведев 12 августа приказал остановить операцию.
'Это была агрессия, а по правилам войны агрессора надо заставить капитулировать. И я не согласен с моим правительством, которое прекратило операцию. Грузинскую армию следовало ликвидировать и разоружить, как мы поступали с Германией и с другими агрессорами', - сказал он.
Чарльз Кловер
Комментарии