Борьбы с пробками в Москве становится приоритетной задачей

На модерации Отложенный

Москве понадобится десять лет, чтобы избавиться от пробок, заявил на прошлой неделе первый заместитель мэра Москвы, глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Это много или мало? «Много!» – ответит среднестатистический автолюбитель. «Мало!» – скажет специалист, способный оценить масштабы проблемы. Кто же прав?

Откуда появляются пробки? Несмотря на всю свою простоту, ответ на этот вопрос очевиден, видимо, еще не для всех. У проблемы пробок есть две стороны, два слагаемых: автомобили и дороги. И в «первом приближении» все зависит от соотношения этих двух составляющих. Когда машин становится слишком много, а дорог оказывается слишком мало, возникают пробки. Для Москвы справедливо и то, и другое. По данным завотделом организации дорожного движения НИиПИ Генплана Москвы Игоря Бахирева, в 2007 году на 1000 москвичей приходилось 284 машины. Для сравнения: в 1985 году на тысячу жителей в Москве было всего 59 автомашин. Надо ли говорить, что при Советском Союзе, когда автомобили были дефицитом и «элитным» видом транспорта, никто и никогда не предполагал такого скачка.

Уже одной лишь «взрывной» автомобилизации было бы достаточно, чтобы движение в городе замерло напрочь. И проще не становится: по прогнозам, приводимым Игорем Бахиревым, к 2025 году число автомобилей в столице достигнет 400 на тысячу человек населения. «Эта проблема пропорциональна уровню жизни москвичей, и полностью решить ее, скорее всего, невозможно», – отметил Владимир Ресин. Действительно, перевести всех москвичей на общественный транспорт невозможно. Однако можно попытаться исправить вторую половину «пробочного уравнения»: увеличить количество дорог. Именно этим московские власти занимались и продолжают заниматься в последние годы. Однако и тут не все просто.

Если сравнить Москву с другими ведущими столицами мира, то выяснится, что дорог в городе не просто мало, а катастрофически мало. В Москве их 430 м на тысячу жителей – против 560 в Токио, 1240 в Лондоне и 1500 в Берлине. Несколько лет кряду – с тех пор как у Москвы появились хотя бы какие-то финансовые ресурсы – власти строили дороги. Среди главных достижений Третье транспортное кольцо и расширенная МКАД. Однако на сегодняшний день стало ясно, что отдельными проектами проблему не решить. Нужно работать в масштабах всего города, сделать дорожное строительство приоритетом, таким, как, скажем, строительство жилья.

И этот шаг был сделан. Недавно правительство Москвы реорганизовало стройкомплекс – чтобы его структура соответствовала новым приоритетам. В его составе появился в том числе и департамент дорожно-мостового строительства. Создание нового подразделения является, пожалуй, единственным способом справиться с тем объемом задач, которые поставлены перед строителями. В ближайшее время нужно строить новые магистрали, такие как Четвертое транспортное кольцо, и расширять так называемые вылетные магистрали – Ленинградское, Ярославское, Дмитровское и ряд других шоссе, отмечает Владимир Ресин. Один из новых «радиусов» уже построен – это Звенигородское шоссе. А другой, не менее масштабный проект – «Большая Ленинградка» – находится в работе. «Через два года большая Ленинградка превратится в бессветофорную широкую магистраль», – заверил глава стройкомплекса.

Однако это лишь начало. Через два года столичные власти планируют начать еще более амбициозный проект – строительство вылетных магистралей над всеми направлениями железных дорог в городе.

«После 2010 года мы начнем строительство вылетных магистралей над всеми ветками железной дороги столицы», – сказал Владимир Ресин. Таким образом, количество вылетных магистралей в городе удвоится. «Мы уже имеем договоренность с РЖД по этому вопросу», – уточнил глава столичного стройкомплекса.

Впрочем, все новые «радиусы» и «кольца» призваны развить старую, доставшуюся в наследство от средневековья и Советского Союза дорожную систему. Между тем в нашем «уравнении пробок» помимо количества автомашин и протяженности дорожного полотна присутствует еще одна величина. Это структура дорог города. Московские власти твердо намерены из «постоянной» превратить ее в «переменную». Радиально-кольцевое устройство города уже нельзя радикально изменить – для этого пришлось бы сносить всю Москву целиком. Следовательно, нужны другие, менее шокирующие, но не менее эффективные способы решения проблемы.

Один из этих способов – строительство так называемых хордовых магистралей. Пока хорд планируется две – Северная и Южная. Они должны будут связать между собой восточные и западные районы столицы. Сейчас для того чтобы попасть в соседний «ломтик» Москвы, житель окраины (и чем дальше к МКАД, тем острее эта проблема) вынужден ехать до ближайшей «перемычки» между радиальными магистралями. Это создает дополнительную нагрузку и на радиальные, и на кольцевые трассы. Если же между сегментами города можно будет ездить, минуя и кольца, и вылетные дороги, нагрузка на них сократится, и весьма существенно. Поэтому хордовые трассы будут делаться мощными, как артерии, и, разумеется, скоростными и бессветофорными.

Все эти трассы – и новые «вылеты», и ЧТК, и хорды – предстоит проложить через районы с уже сложившейся застройкой. При этом резать город по-живому никто не собирается: новые дороги будут по большей части состоять из мостов и тоннелей. Поэтому, кстати, новый департамент и называется дорожно-мостовым. Ведь строительство дорог в живом мегаполисе – это не только и не столько банальная укладка асфальта. Каждая новая трасса становится шедевром не только инженерной, но и архитектурной мысли (вспомнить хотя бы Звенигородку с ее уникальными тоннелем и Живописным мостом). Работа эта настолько сложна и кропотлива, что Юрий Лужков неоднократно сравнивал строителей-дорожников с нейрохирургами.

Понятно, что все это требует не только организационных усилий, но и денег. Причем денег очень и очень больших. В этом году на дорожное строительство в Москве выделена фантастическая сумма – 100 млрд. руб. И это оправданно – проблема достигла такого «градуса», что для ее решения никакая цена не выглядит слишком высокой. Впрочем, Москва, похоже, будет не одна в своих усилиях.

Столичные власти много лет взывали к федеральному правительству с просьбой помочь в решении дорожной проблемы. Ведь пробки мешают не только Москве как рядовому городу, а Москве как столице. Однако положительное решение уже принято: по словам Владимира Ресина, со следующего года федеральное финансирование дорожного строительства в Москве увеличится на треть. Так что скоро в московских пробках перестанут застревать и курьеры с правительственными бумагами, и иностранные делегации, и рядовые жители столицы. Поэтому 10 лет для решения проблемы пробок, учитывая ее сложность, срок все же небольшой.