Грузия начала распадаться изнутри?

На модерации Отложенный Признание независимости Абхазии и Южной Осетии привело к тому, что другие национальные меньшинства Грузии начали использовать территориальный вопрос в качестве экономического и политического рычага воздействия на власти.

Так, азербайджанцы, проживающие на территории Грузии, обвинили Саакашвили в нарушении их прав и пригрозили в случае невыполнения предъявленных требований отделением региона Самцхе-Джавахети - места проживания их диаспоры.

Представитель организации Конгресса азербайджанцев Мира Аждар Тагизаде обвинил президента Грузии в нарушении прав азербайджанцев, проживающих на грузинской территории. Конгресс намерен "заставить Саакашвили соблюдать подписанные им же законы по защите прав национальных меньшинств", - заявил Аждар Тагизаде. По его словам, "наши соотечественники не имеют элементарных прав, нарушается их земельная собственность, право на образование на родном языке".

В то же время армянское поселение Джавакх призывает Ереван использовать вопрос статуса армянского региона Самцхе-Джавахети как рычаг политического и экономического давления на Тбилиси.

Армянские эксперты отмечают, что "Тбилиси никогда не решится на агрессивные действия по отношению к армянскому населению Джавахка, так как в случае нового нарастания напряженности в отношениях с этническими меньшинствами Тбилиси может потерять также Самцхе-Джавахети, Аджарию и Квемо-Картли".

Грузинские СМИ опубликовали заявление о том, что Грузии следует ожидать угрозы с юга, где "на армяно-грузинской границе сконцентрировано несколько десятков единиц военной техники, готовых в любую минуту начать вторжение со стороны Армении". Однако пресс-секретарь Минобороны Армении полковник Сейран Шахсуварян опроверг подобные заявления.

Параллельно с этим армянский политолог Левон Мелик-Шахназарян на прошедшей 27 августа пресс-конференции заявил, что хуже, чем есть сейчас, отношения между Ереваном и Тбилиси не будут.
По его словам, Грузия не только держит в напряженном состоянии экономику Армении, но и устанавливает противоречащие международным стандартам высокие пошлины. Мелик-Шахназарян отметил также, что возможности военного конфликта между Арменией и Грузией нет, однако если такое произойдет, то ситуация будет не в пользу Тбилиси.

Последствия признания независимости южных республик сказываются и на других национальных меньшинствах. Так, общественные организации Армении требуют признания оккупированного Азербайджаном Нагорного Карабаха.

В адресованном руководству страны заявлении говорится: "Опыт показывает, что переговоры, направленные на урегулирование замороженных конфликтов Южного Кавказа, в конце концов, приводят к восстановлению военной ситуации. Более того, и Грузия, и Азербайджан, искусственно затягивая переговорный процесс, используют мирное время для вооружения и решения конфликтов военным путем. Уже очевидно, что переговорный процесс не может привести к мирному урегулированию азербайджано-карабахского противостояния. Сегодня гарантией государственности НКР и безопасности ее населения могут быть только авторитет этого государства и национальная армия. Следовательно, учитывая горький осетинский опыт, как и милитаристские заявления Азербайджана, и активное вооружение его армии, требуем у властей Республики Армения признать государственность Нагорно-Карабахской Республики, заключить с НКР военные, политические, экономические межгосударственные соглашения и начать активный процесс по международному признанию Арцаха".

Член постоянной комиссии парламента Азербайджана по безопасности и обороне Захид Орудж прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом: "Я не считаю, что мы выиграем, исходя из посылки, что после Абхазии и Южной Осетии на очереди Нагорный Карабах. Без решения проблемы Грузии черед Карабаха не настанет".