Сможет ли Америка арестовать российский Стабфонд?
На модерации
Отложенный
Президент России Дмитрий Медведев признал независимость Южной Осетии и Абхазии. При всех политических плюсах этого признания (в частности, позиционирования России как главного игрока на постсоветском пространстве) есть и некоторые проблемы. Нам не только придется взять на полное «содержание» возможные новые субъекты Федерации. Под угрозой - зарубежные счета российской элиты.
На Западе все чаще звучат призывы заблокировать их. Готовы ли бизнесмены и чиновники пожертвовать личным ради общего – большой вопрос.
Точной суммы вывезенного из страны за последние 16 лет капитала не назовет никто. По некоторым оценкам, на зарубежных счетах находятся от $300 млрд до $700 млрд. Это - частные средства, которые находятся под международным законодательством об отмывании денег, то есть они вполне реально могут быть арестованы. «Деньги отбираются легко и непринужденно, особенно если за тобой не стоит мощного государства, - напомнил в интервью газете РБК Daily профессор Сергей Лопатников. - Прецедентов масса: тот же Сухарто (президент Индонезии, ушедший в отставку после финансового кризиса в 1998 году. – Прим. КМ.RU.), потерявший миллиарды после смещения. По большому счету, государства ведь и существуют для защиты интересов элит». Сейчас российская элита на распутье и переживает внутренний раскол, считает экономист Михаил Хазин. «С одной стороны, она стремится сохранить ресурсы на Западе, а с другой - понимает, что сохранить их она сможет, только если будет отражать интересы страны».
Напомним, что российский Стабфонд 1 февраля 2008 года был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На начало 2008 года 21% совокупных средств из фондов и золотовалютных запасов страны был размещен в ценные бумаги американских компаний Fannie Mae и Freddie Mac. Позже было принято решение о дополнительном размещении еще 15% средств фондов в эти ценные бумаги. То есть, по приблизительным подсчетам экспертов, сейчас в Америке находятся порядка $55 млрд.
Что же касается внутренних государственных резервов для экономической конфронтации с Западом, то они у России имеются. Наше слабое место – 40%-й импорт продовольствия. Правда, хлебом и картофелем мы в состоянии обеспечить себя самостоятельно. Ряд «незападных» стран (в частности, Бразилия) заинтересованы в поставках мяса в нашу страну. И не стоит забывать о мощнейшем соседе – Китае, который при любых раскладах сохранит с нами торгово-экономические взаимоотношения. Китайцы никогда не станут плясать под американскую дудку.
Действительно ли на Западе могут арестовать частные счета российских граждан? Возможна ли невыплата купонных обязательств по облигациям, приобретенным на средства российских «заначек»? В каком состоянии находится экономика Южной Осетии и Абхазии? На вопросы обозревателя КМ.RU отвечает профессор Государственного университета Высшей школы экономики Николай Берзон:
- Запад действительно угрожает арестом российских частных счетов. Но, на мой взгляд, это будет нарушением всех международных норм и правил. Как можно одним махом заблокировать счета крупных российских бизнесменов?
Правда, в соответствии с международными нормами законодательства по борьбе с отмыванием денег, действительно можно начать некое расследование в этих рамках. Как это, например, случалось с мировыми диктаторами, которых лишали всех вывезенных капиталов.
Но процедура эта не случается одним днем. То есть сначала суд (например, американский) должен доказать, что нарушения имели место быть: либо деньги украдены, либо не уплачены налоги, либо средства получены за счет продажи оружия, наркотиков и т. д. В любом случае, проводятся некие процессуальные мероприятия – все возможные обвинения требуют доказательств.
Что касается возможной блокировки средств разделенного российского Стабфонда, вложенных в американские бумаги, то я категорически исключаю этот факт. Мы - владельцы этих денег, они - наши должники; все права, согласно международному законодательству, находятся на стороне кредитора. Если должник перестает платить по обязательствам – на него накладывают штрафы, вплоть до ареста государственной собственности.
Неоплата купонов по государственным облигациям американских ипотечных компаний, которые приобретены на деньги Стабфонда, – это будет прецедент, которого не было в мировой практике. Действительно, государство может объявить дефолт, то есть невозможность платить по своим долговым обязательствам, как это было в России. Но дефолт не объявляется выборочно, типа - для России у нас денег нет, а для остальных – пожалуйста. Повторюсь: ничего подобного никогда в мировой практике не было. Вряд ли Америка окончательно сошла с ума, чтобы на такое пойти.
По поводу экономики потенциальных новых российских регионов скажу, что, конечно, нам достанутся слабые субъекты. Это будут регионы-реципиенты, то есть живущие на дотации из бюджета, и за счет более богатых территорий. Правда, экономика Южной Осетии и так во многом существует на российские деньги.
Н. Сергеева
Комментарии