Журнал “Крокодил” может исчезнуть
На модерации
Отложенный
Популярный в СССР и возрожденный три года назад журнал «Крокодил» на грани закрытия. Издатели ищут инвестора, однако эксперты сомневаются в прибыльности такого издания: рекламодатели не хотят ассоциироваться с политической сатирой.
Существование легендарного «Крокодила» снова под вопросом. Журнал не выходит уже два месяца, а его страница в интернете не работает. «Сайт не работает, потому что мы находимся в техническом отпуске. Коллектив редакции небольшой, все не успеваем. Но в ближайшее время все будет, и сентябрьский номер тоже выйдет», – заверила гендиректор сатирического журнала Валерия Селиванова. Однако, как удалось выяснить «Газете.Ru», выпуск журнала все-таки приостановлен – по финансовым причинам.
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, который является акционером «Крокодила», рассказал «Газете.Ru», что «в начале сентября номер точно не выйдет, но журнал не закроют», и выразил уверенность, что «издание будет жить, поскольку сейчас идет поиск инвестора и уже рассматривается несколько предложений».
Журнал “Крокодил” «Крокодил» выходит с 1922 года. С 1930 года являлся единственным общесоюзным сатирическим журналом.
Несмотря на то, что политическая сатира была опасна в советские времена, «Крокодил»
Как оказалось, журнал перестал выходить в связи с уходом Сергея Мостовщикова с поста главного редактора. В 2005 году он взялся за возрождение главного юмористического издания Советского Союза. С его приходом «Крокодил», казалось, должен был вернуть себе прежнюю популярность. Третья версия несколько измененного постсоветского «Крокодила» печаталась даже на бумаге советского качества. Журнал, по словам издателей, позиционировали как издание для людей, которых «достало что угодно – политика, погода, ботинки»: он теперь уже не защищал, как в советское время, интересы и ценности общества. При этом новая концепция издания предполагала достаточно острую политическую сатиру. Очень популярный и имевший миллионные тиражи во времена СССР, новый журнал нашел своих читателей и в начале двадцать первого века.
Нестандартно изданный журнал пользовался определенной популярностью, несмотря на то что стоимость номера переваливала за сотню рублей, а тираж составлял всего12 тысяч экземпляров.
Судя по всему, именно несоответствие стандартам современного российского медиарынка стало главной проблемой издания. Например, около года назад обострился конфликт между издателем журнала и распространителем – крупным столичным продавцом прессы компанией «Логос». Издание и здесь решило поступить нестандартно, распространив манифест, в котором провозгласило себя свободным от «жадных распространителей прессы». Дальнейшие действия журнала были еще более радикальными – он решил стать подпольным. В результате «Крокодил» стало еще труднее достать. Из розничной продажи он исчез, и приобрести его можно было только по подписке.
Однако, несмотря на то что «Крокодил» ушел в подполье и распространялся как самиздат, он не терял свою аудиторию. Стоит отметить, что сам Мостовщиков с самого начала не рассматривал «Крокодил» как издание, которое должно принести сверхприбыль и наполниться рекламой дорогих брендов. Впрочем, так он руководил многими другими своими проектами – они были концептуальными, но убыточными. Эти издания запомнились читателям оригинальными макетами и необычным контентом, а представителям медиасообщества – как некий арт-хаус. Прежде всего вспоминается его художественно-публицистический еженедельник «Новый очевидец», который многие сравнивали с популярным и влиятельным американским изданием New Yorker. Издание сразу нашло себе постоянного и благодарного читателя, однако долго не продержалось.
Завершит ли существование на 87-м году журнал «Крокодил» – пока неясно.
Мостовщиков, который уже точно не будет редактировать издание, хотя и останется его акционером, уверен, что «Крокодил» будет жить: «Журнал, возможно, переформатируют, будет меньше текста и больше картинок. Разговоры об этом сейчас ведутся.
Никуда журнал не денется, выходить он будет и останется востребованным». При этом бывший главный редактор признает, что в нынешнем своем виде журнал интересен совсем небольшой аудитории, нескольким тысячам человек, и денег не приносит. О причинах он говорит с грустью: «Общество сейчас мертво. Читатель перестал брать на себя ответственность. Сегодня мы видим тотальный отказ от чтения букв на бумаге, отсутствие интереса к бумаге. Ничего нового и страшного, конечно, не произошло, сейчас везде такая ситуация – переоценка ценностей. И этот вопрос выходит за рамки «Крокодила».
Вместе с тем Мостовщиков уверен, что такой журнал все равно может выжить, и видит два возможных варианта. «Общество будет меняться, и увеличится количество неравнодушных людей, умеющих мыслить альтернативно. И, если будет такое общество, появятся и деньги на издание журнала», – говорит Мостовщиков. Второй путь, по его мнению, это изображение. Поскольку текст умер и больше не является инструментом, его функцию может на себя взять картинка, современная и «острая». У карикатуры в таком случае есть будущее, хотя это и «не мейнстрим», полагает бывший главред.
Эксперты считают, что любой журнал все же должен ориентироваться на рыночные реалии, пытаясь зарабатывать, как все другие издания, подпиской, продажей в розницу и рекламой. От продажи в розницу журнал отказался, подписка приносила определенные деньги, но рекламная политика издания была невнятной. Руководство «Крокодила» с самого начала не предполагало размещать рекламу, однако, как оказалось, на страницах журнала она периодически появлялась. «Мы изначально понимали, что глупо ждать от такого издания рекламу. Однако не сомневались, что реклама у нас все-таки может быть, только она должна быть совершенно иного типа, специфическая, например авангардная», – объясняет Мостовщиков. «Вряд ли рекламодатель хотел бы размещаться в подобном издании. Там всегда ирония, сарказм, а компании хотят благоприятных условий», – считает директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергей Веселов. Прогнозировать, сумеет ли выжить такое издание в условиях современного рынка без рекламы, он не берется.
Ниша для такого сатирического журнала есть, уверен главный редактор журнала «Огонек» Виктор Лошак. В России, по его мнению, с сатирой сейчас очень сложно.
Во время перестройки можно было все говорить открыто, а сейчас много закрытых тем. Общественный заказ на сатиру, считает Лошак, существует, и приводит в пример рубрику с фельетонами в «Огоньке» и большое количество откликов на них. Однако он отмечает, что есть сложности с современным сатирическим языком и авторами, которые смогли бы на нем говорить с аудиторией. Бренд «Крокодил», по его мнению, очень хороший и не забытый, возродить его можно. «Издание это, по сути, народное, а Сергей Мостовщиков, на мой взгляд, сделал его несколько элитарным. Поэтому возникают некоторые противоречия между брендом и содержанием журнала», – отмечает Лошак.
Такой журнал, безусловно, нужен, считает писатель и журналист Дмитрий Быков. «Очень грустно, если журнал закроется, особенно из-за финансовых сложностей. Если издание перестанет существовать, то можно это принимать за нравственный и интеллектуальный сигнал. Потому что страна, которая не смеется, деградирует», – полагает Быков. Сохранить «Крокодил», по его мнению, может храбрый и умный спонсор. Однако эксперты затруднились сказать, есть ли сейчас на медиарынке такой игрок.
Комментарии