Миллиардер Дерипаска стал ближе к нефти

На модерации Отложенный

Скандал с "Русснефтью" близок к завершению. Налоговики вчера отказались от трех из семи исков о взыскании акций ОАО НК "Русснефть" в доход государства, предъявленных по ст. 169 Гражданского кодекса (ГК), пишут деловые СМИ. Это произошло после того, как 10 апреля пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) запретил использовать ст. 169 ГК в налоговых делах. Вчера стало известно также о признании "Русснефтью" значительной части из 20 млрд руб. налоговых претензий за 2003-2005 годы.

Как пишет "Коммерсант", это первый случай прекращения судами дел, инициированных налоговиками по ст. 169 ГК РФ, предусматривающей взыскание в доход государства всего полученного по антисоциальным сделкам. Цель таких сделок должна быть противной основам правопорядка и нравственности, и налоговики считали, что неуплата налогов отвечает этим критериям. Но 10 апреля пленум ВАС принял постановление, запретившее использовать ст. 169 ГК РФ в налоговых делах. По мнению пленума ВАС, неплательщиков налогов надо привлекать к ответственности по правилам Налогового кодекса. ВАС высказался после того, как московские суды удовлетворили ряд исков налоговиков по ст. 169 ГК РФ. Дела о взыскании в доход государства акций компаний башкирского ТЭКа находятся сейчас в кассационном суде (одно заседание состоится сегодня), дело ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит", связанное с аудитом ЮКОСа,— в апелляционном суде, наопминает издание.

Как уже не раз писал "Полит.ру" (см. "Русснефть" станет ЮКОСом), неприятности «Русснефти» и ее бывшего президента Михаила Гуцериева начались в прошлом году. Версий, почему они начались, было несколько. Одна из них - скупка активов, некогда принадлежавших ЮКОСу , которая могла не понравиться силовикам из Кремля. Также, по некоторым оценкам, на бизнес Гуцериева давно  претендовали государственные нефтяные компании (традиционно претендентом на «Русснефть» называлась государственная «Роснефть»). Версия, что за проблемами Гуцериева стоят структуры, близкие «Роснефти» или даже замглавы президентской администрации Игорь Сечин, была довольно популярной.

Гуцериев заявлял, что на него было оказано давление – якобы ему предлагали уйти из нефтяного бизнеса «по-хорошему», и он выбрал продажу стороннему собственнику. Именно в этом качестве выступили структуры Олега Дерипаски, договорившиеся о выкупе у Гуцериева компании за более чем $6 млрд (оценивается компания в сумму до $13 млрд) – около $3 млрд. в наличной форме плюс $3 млрд долгов. Есть сведения, что Гуцериев даже получил эти деньги.

В конце лета – начале осени компания «Базовый элемент», управляющая активами Олега Дерипаски, подала заявку в ФАС. Однако ФАС пока не дала разрешения на покупку. Согласно рыночным слухам, на компанию претендует еще и швейцарский трейдер Glencore (торговал нефтью «Русснефти» и алюминием «Русала»), которому «Русснефть» должна $800 млн.

Сам Гуцериев сейчас находится в бегах. В России ему грозит уголовное преследование. Недавно на сайте Интерпола появилась информация о розыске бизнесмена. Следственный комитет при МВД закончил расследование уголовного дела в отношении бывшего главы «Русснефти» Михаила Гуцериева и трех его партнеров – Курочкина, Бахира и Еланского. Следствие располагает информацией о том, что Гуцериев находится в Великобритании, время от времени выезжая в Азербайджан. В Следственном комитете при МВД говорят, что переговоры по экстрадиции Гуцериева из Великобритании в Россию займут длительное время, так как это обусловлено спецификой политики Великобритании в этой области.

Гуцериев обвиняется в уклонении от уплаты налогов и незаконном предпринимательстве. Также, по версии следователей, Гуцериев нарушил подписку о невыезде из Москвы и не являлся по повесткам, отправленным ему следователем. В связи с этим его 6 августа объявили в федеральный розыск, а позже – в международный. 31 июля 2007 года Лефортовский суд Москвы по ходатайству следователей арестовал 100% акций «Русснефти». Признание "Русснефтью" долгов и невозможность национализировать компанию, скорее всего, говорит о том, что Олег Дерипаска выиграл борьбу за большую нефть у потенциальных конкурентов.