Раскрываемость преступлений в России растет лишь формально

На модерации Отложенный

На состоявшейся вчера коллегии Генпрокуратуры глава этого ведомства Юрий Чайка и его первый заместитель, руководитель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин диаметрально разошлись в оценках деятельности возглавляемых последним следственных подразделений. В Генпрокуратуре утверждают, что раскрываемость преступлений растет только на бумаге, а "качество следствия по многим показателям снизилось". Из доклада же господина Бастрыкина следует, что работа следственных органов реально улучшилась, а раскрываемость, например, убийств в некоторых регионах доходит до 100%.

Заседание коллегии Генпрокуратуры открыл генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Он отметил, что за последние полгода уровень преступности в России сократился почти на 9%. Это, по словам докладчика, казалось бы, создало благоприятные условия для повышения уровня раскрываемости, но в реальности, считает глава ведомства, этого не произошло. "Формально раскрываемость преступлений выросла до 56%. Но в абсолютных цифрах количество нераскрытых преступлений увеличилось на 1,5%, а по тяжким и особо тяжким — почти на 7%",— заявил генпрокурор. Особое внимание Юрий Чайка уделил расследованию преступлений коррупционной направленности. По его словам, в первом полугодии 2008 года в следственные органы было направлено почти 4 тыс. материалов, содержащих признаки коррупции, по которым возбуждено всего чуть более 1,5 тыс. уголовных дел. "Руководителям следственных подразделений совместно с прокурорами следует еще раз вернуться к материалам, изучить каждый из них и принять законное и обоснованное решение",— призвал коллег генпрокурор.

Выступавший следом первый заместитель господина Чайки Александр Буксман сообщил, что за полгода в России зарегистрировано 1 млн 695 тыс. преступлений. При этом, по его словам, "продолжает оставаться нераскрытым почти каждое второе преступление, в том числе более 1 тыс.

убийств, 80 тыс. грабежей и более 420 тыс. краж". Как упрек в свой адрес следственный комитет может расценивать и заявление господина Буксмана о том, что число незаконно возбужденных уголовных дел за отчетный период увеличилось на треть, а количество незаконно привлеченных к ответственности лиц перевалило за 2 тыс. (дела в их отношении прекращены).

"Очевидно, что ослаблена координирующая роль следователей и взаимодействие с оперативными службами. По многим показателям снизилось качество следствия. Такая ситуация требует срочного исправления, необходимо принять дополнительные меры в этом направлении",— подвел итог генпрокурор Юрий Чайка. При этом он призвал прокуроров и руководителей следственных подразделений "налаживать конструктивное взаимодействие, направленное на достижение общей цели — изобличение преступников".

Другой первый заместитель генпрокурора, руководитель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, также участвовавший в коллегии, судя по его выступлению, не разделяет точки зрения руководителей Генпрокуратуры. По его словам, в целом по стране раскрываемость тех же убийств повысилась вполне реально. "В восьми регионах вообще почти все убийства были раскрыты,— отметил господин Бастрыкин.— Улучшены показатели работы в наиболее сложных регионах — Чечне, Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Почти половина из 123,5 тыс. уголовных дел, расследовавшихся следователями следственного комитета, уже направлена в суд". Очевидно, чтобы картина не выглядела совсем уж радужно, глава следственного комитета признал, что ряд уголовных дел возвращается прокурорами для устранения недостатков. "С руководителей таких подразделений, не предупредивших и не устранивших нарушения, у нас будет особый спрос",— пообещал Александр Бастрыкин.