Из Калмыкии дуют информационные ветры псевдоблагополучия

На модерации Отложенный

В ситуации раскола республиканских элит у Кирсана Илюмжинова остался, пожалуй, единственный козырь – информационный. Ведь, к сожалению, от количества позитивных упоминаний о Калмыкии в мониторингах, ложащихся на гладь столов кремлевской администрации, во многом зависит политическое будущее главы республики.

Бла-бла-бла и все такое

Очередной message, адресованный федеральному центру, сулит республике ни много ни мало промышленную революцию. Маленькая, но гордая Калмыкия, замыкающая по социально-экономическим показателям не только Южный федеральный округ, но и всю Россию, устами проилюмжиновских экспертов решила совершить «экономический рывок».

Помимо прочего, такое заявление означает коренное перепрофилирование аграрно-ремесленного производства. Впрочем, специалистов в области развития экономики территорий успокаивает банальная голословность приводимых тезисов: кроме громких фраз о «крупных инвестиционных проектах, радикальным образом поменяющих экономику республики, и упрочащих позиции ее главы», в Калмыкии сегодня нет ничего. Есть лишь попытка, как говорится, запутать следы, выдавая за революционные экономические свершения, к примеру, планы строительства завода по производству сжиженного газа и переработке углеводородного сырья (инициатива компаний «Газпромэкспорт» и «Каспий газ») либо предприятия по сборке легкомоторных самолетов.

Однако, скорее всего, эти планы останутся на бумаге так же, как и проекты строительства международного аэропорта в Элисте и морского порта в каспийском городе Лагань, фабрик и заводов по сборке компьютеров и автомобилей, переработке шерсти и сельхозпродукции, развития ветроэнергетики и многие другие илюмжиновские мечты. Причина крайне проста, и заключается она в высшей степени взяткоемкости ведения бизнеса в республике Калмыкия.

«Корпорация Брателло» (так именуют околокриминальное окружение Илюмжинова) оценивает инвестпроекты в первую очередь, по величине добавочного капитала, предназначенного на собственные нужды. В подобной ситуации ни один здравый капиталист (и уже тем более, иностранный) не придет на калмыцкую землю во веки веков.

«Рост промышленного производства в Калмыкии за первый квартал 2008-го года – в полтора раза меньше, чем за аналогичный период 2007-го, – отмечает политолог Михаил Тульский, эксперт по социально-экономическому развитию регионов России. – Это уникальный случай и самый худший показатель в стране. Особенно тяжелая ситуация по добыче полезных ископаемых: за первый квартал этого года она вдвое меньше по сравнению с первым кварталом прошлого. Честно говоря, я не знаю, кто может найти нормальные, экономически здравые объяснения такой статистике».

Заметим, что безудержная тяга к «гигантизму» – характерная черта главы Калмыкии. Ну, как тут не вспомнить биографию авангардиста Даниила Хармса: привычку юного Дани к детскому вранью, постепенно переросшую в сочинительство более высокого уровня… Вспомним, что за полтора десятилетия своего правления Кирсан Илюмжинов неоднократно озвучивал планы, не менее амбициозные, чем промышленная революция. Приведем некоторые из них.

В 2006-м году Кирсан Илюмжинов, будучи руководителем комиссии по АПК Госсовета России, на встрече с президентом (!) Владимиром Путиным предложил план создания… «мясного пояса России» на территории республики, уверив главу государства, что в таком случае через четыре-пять лет внутренний производитель закроет половину от потребностей населения государства в мясе. Следует ли добавить, что в Национальной мясной ассоциации доклад Илюмжинова назвали коротко: бредятина, поскольку скота в Калмыкии почти не осталось.

В том же году Илюмжинов выступил с инициативой по переселению на территорию республики… китайских калмыков (свои-то разбежались кто куда от безработицы). При этом, как выяснилось, ни официальный Китай, ни федеральная миграционная служба были, мягко говоря, не в курсе.

«Я проработал с Кирсаном Николаевичем десять лет, и прекрасно знаю его и хорошие стороны, и, мягко говоря, плохие, – признается председатель Элистинского городского Собрания Сергей Тадонов. – За все пятнадцать лет его руководства республикой не было никакой плановой кадровой политики и ротации кадров, поэтому такие огромные промахи в экономике и промышленности Калмыкии…»

…а денежки врозь

Между тем, на фоне официального (де-факто) банкротства республики Калмыкия ее столица, город Элиста, в последние годы показывает динамику устойчивого экономического развития. «Городские власти делают все возможное для исполнения обязательств муниципалитета, – подводит итоги семилетней работы мэр Элисты Радий Бурулов. – Стабильно функционируют учреждения социальной сферы: детские сады, школы, поликлиники. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства бесперебойно снабжают город водой, светом, теплом. Остается стабильной обстановка с выплатой заработной платы работникам бюджетных учреждений.

Каждый год удваивается строительство жилья и социальных объектов. Резко снизилась преступность».
Справедливости ради отметим, что прочить республиканской столице с полумиллиардной расходной частью городского бюджета (которая, кстати сказать, увеличивается год от года) «одноразовое» экономическое чудо – все равно, что идти по стопам отрока Данечки Хармса. Однако в следующем году в связи с празднованием 400-летия вхождения Калмыкии в состав государства Российского, республику ожидает федеральный транш в 6,5 миллиардов рублей плюс еще полмиллиарда на строительство нового и восстановление ветхого жилья (по некоторым данным, финансирование уже началось).

Очевидно, что Элиста по праву рассчитывает на адекватную часть этой суммы, поскольку основные празднества пройдут именно в столице. Тем не менее, нежелание Кирсана Илюмжинова допускать эффективных менеджеров, каким является Радий Бурулов, к распределению финансовых ресурсов привело к политическому кризису, продолжающемуся не первый месяц.

После того, как глава Калмыкии безрезультатно предложил Радию Бурулову досрочно уйти в отставку, на мэра Элисты было заведено уголовное дело с типичной для таких случаев формулировкой «превышение должностных полномочий», а сам градоначальник был отстранен от исполнения обязанностей на период следствия. «Надеюсь, когда прокуратура найдет правду, она открыто проинформирует об этом общественность», – неоднократно заявлял мэр Элисты.

«Элистинский градоначальник по меркам маленькой Калмыкии превратился в самостоятельного и сильного политического игрока», – пишет местная пресса, испытывающая сегодня беспрецедентное давление со стороны окружения Илюмжинова. Сам глава республики объяснил свое предложение Радию Бурулову «необходимостью омоложения руководства органов республики, в том числе и в городе Элисте».

Парадоксально, но именно так высказался 44-летний президент в адрес 45-летнего мэра. Кстати, за время нахождения на своем посту Кирсан Илюмжинов восемь раз менял кабинет республиканского правительства, неизменно сваливая на министров вину в резком ухудшении социально-экономической ситуации в республике.
«Илюмжинов начал пилить сук, на котором сидит, – утверждает политолог Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики. – Все эти годы он представлялся человеком, который сохраняет политическую стабильность, оставаясь над кланами и их примиряя. Теперь он опустился до уровня представителя одного из кланов. Поэтому его будущее в качестве действующего главы региона весьма сомнительно».

Утрата контроля

Конфликтом главы региона со столичным мэром вряд ли кого удивишь – в современной российской истории таковых десятки. Однако, как правило, перчатка вызова на публичную дуэль бросается градоначальником, недовольным перераспределением доходов городской казны. В нашем случае все происходит с точностью до наоборот. Президент Калмыкии совершил непростительную для своей должности ошибку – спровоцировал конфликт элит, повлекший за собой политическую нестабильность и судороги республиканской экономики. И плоды уже пожинаются: в мае начался сбор подписей против Илюмжинова.

Прогнозируя развитие конфликта, нельзя не отметить, что под удар попадают обе калмыцкие персоны. К примеру, Кирсану Илюмжинову могут дать понять, что негоже руководить республикой, плодя смуту и раздрай. При таком исходе «заката звезды Илюмжинова» Радий Бурулов может попасть «под раздачу» чисто механически (ничего личного, укрепление вертикали власти). Вспомним, аналогичным образом завершилось противостояние губернатора и мэра в Архангельской области – поста лишились оба.

Но, если же Илюмжинов потонет в гордом одиночестве, то политическое будущее Бурулова будет во многом зависеть от судебного вердикта по возбужденному делу. Обвинительный приговор, разумеется, перечеркнет чаяния элистинского градоначальника на карьерный рост: калмыцкая элита, хоть и «отмороженная», но не настолько, чтобы поддерживать уголовника. Впрочем, если же судья оправдает Радия Бурулова, то это даст ему все шансы объявить себя первым (и главным) борцом с коррумпированным режимом «калмыцкого хана Кирсана» и собирать политические дивиденды.

«Следственные действия уже закончены, а в суд дело до сих пор не передается, – подчеркивает советник мэра Элисты Анжелика Гурская. – Все опрошены и все обысканы. В мэрии не осталось ни одного кабинета, в котором бы не проводились обыски и выемка документов. Более того, представители силовых структур Калмыкии подло вынудили врачей выписать больного Радия Бурулова из ставропольской больницы, куда он попал из-за проблем с сердцем. Это было сделано под жестким давлением, которое в течение нескольких дней оказывалось на медперсонал со стороны правоохранительных органов и чиновников правительства Калмыкии». Последнее заявление, на наш взгляд, подтверждает абсолютную невиновность Радия Бурулова.