Коррупция в Казахстане: новые подробности
На модерации
Отложенный
Бывший член "первой семьи" Казахстана – страны, богатой нефтью – обвиняет ее авторитарного правителя в разветвленной коррупции. В потенциале это может помешать усилиям США наладить отношения с этим стратегически-значимым государством в Центральной Азии.
Бывший зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, скрывающийся в Европе, утверждал в интервью Wall Street Journal, что Назарбаев присвоил миллиарды долларов из государственного бюджета и уже долгое время взимает комиссионные с компаний, которые занимаются бизнесом в его стране, богатой полезными ископаемыми.
Бывший зять – Рахат Алиев, вконец рассорившийся с Назарбаевым, – также заявил, что режим осуществляет в Соединенных Штатах операцию, направленную на расследование деятельности лиц, критикующих руководство Казахстана, а также обеление своего имиджа и урегулирование юридически-правовых проблем. В ходе этой операции семья Назарбаева раздобыла конфиденциальную информацию о телефонных звонках и данные из архива таможни США, сказал Алиев, когда-то являвшийся заместителем главы разведывательного управления Казахстана.
Алиев далеко не первый, кто указывает на коррупцию в Казахстане, однако он заявляет, что президент страны лично наживается на богатствах страны и в гораздо более широком масштабе, чем было зафиксировано ранее. Алиев обрисовал картину экономики Казахстана, в рамках которой президент не только имеет обыкновение взимать незаконные комиссионные, но также тайно владеет долями в медной, урановой и нефтегазовой промышленности и имеет сеть офшорных банковских счетов.
Проверить все утверждения Алиева невозможно, но некоторые из них он подтвердил банковскими документами из Ливана и копиями чеков, выписанных на банки в Индонезии и Лихтенштейне. Документы, предоставленные другими лицами, осведомленными о финансовом положении правящей семьи, подкрепляют некоторые из заявлений Алиева о существовании сети банковских счетов и наблюдении за критиками.
Алиев заявил, что интересы президента Назарбаева проводит некий Александр Миртчев, занимающийся консалтингом в Вашингтоне: этот человек не только стремится урегулировать юридические проблемы президента, но также участвует в управлении некоторыми частями его состояния, накопленного за 19 лет у власти.
По словам юристов и бизнесменов, которые контактируют со следователями, ФБР и окружной прокурор Манхэттена сейчас изучают деятельность Миртчева в банковской сфере. По некоторым сведениям, расследование находится на начальном этапе. Представители министерства юстиции США и секретариата окружного прокурора воздержались от комментариев.
Правительство Казахстана не отозвалось на просьбы прокомментировать информацию. Адвокат Рейд Вейнгартен, представляющий его интересы в длительном следствии в Соединенных Штатах (а именно, деле о возможном подкупе нефтяными компаниями чиновников из Казахстана), заявил, что вопросы следует задавать правительству Казахстана.
В прошлом году Алиев потерпел поражение в борьбе за власть в Казахстане – обширной стране степей, где дуют сильные ветры, стране, где благодаря нефтяному буму появились роскошные отели и зона казино. Алиева обвинили в похищении людей и других преступлениях. Он укрылся в Австрии, где ранее был послом Казахстана.
По словам Алиева, он знает устройство режима из первых рук, так как сам участвовал во многих его операциях. "Я никогда не говорил, что я ангел или что я не знал, чем занимается режим", – заметил он. В Казахстане суд заочно признал Алиева виновным в рэкете, похищении людей и попытке свергнуть правительство, а также приговорил к длительному тюремному заключению. Другой суд расторг его брак. По словам Алиева, бывший тесть усыновил двоих его младших детей.
Алиев, коренастый и моложавый 46-летний мужчина с черными как смоль волосами, подробно, иногда выгораживая себя, поведал о своих злоключениях. Неподалеку стояли, куря сигарету за сигаретой, флегматичные телохранители, наблюдавшие за происходящим. Алиев охарактеризовал себя как потенциального реформатора, который разочаровался в авторитарном режиме Назарбаева. Другие изгнанники из Казахстана называют Алиева амбициозным магнатом, который сильно нажился благодаря семейным связям и государственным должностям, но в итоге переоценил свои силы.
Алиев утверждал, что выступает с откровенными заявлениями в надежде нанести удар по режиму Назарбаева. Но, если ему удастся добиться официальной защиты со стороны США, укрепится и его личная безопасность.
Хорошие отношения
Вашингтон стремится поддерживать с Назарбаевым хорошие отношения, поскольку его страна занимает стратегическое положение между Россией и Китаем, а также располагает полезными ископаемыми, в том числе ураном, медной и железной рудой, а также нефтью. Но дружественному общению препятствует авторитарный характер режима и неудовлетворительная ситуация с соблюдением прав человека. Новые обвинения, поскольку они исходят от лица, которое до недавнего времени вращалось в столь высоких кругах, могут еще более осложнить балансирование американской администрации на канате.
Алиев уверяет, что Назарбаев и его советники сплошь и рядом получают деньги при приватизации государственных предприятий и взимают комиссионные практически с любого, кто хочет заниматься в Казахстане бизнесом в широком масштабе. "Часть этих денег поступила из США, а кое-что – от других компаний и государств", – сказал он.
По словам Алиева, Назарбаев пустил часть своих средств на отстаивание интересов режима в Вашингтоне, пользуясь услугами консультантов, которые специализируется на кризисном менеджменте. Разумеется, лоббирование зарубежными правительствами своих интересов не обязательно является противозаконным. Но Алиев продемонстрировал документы, которые, по его словам, являются пространными отчетами консультантов перед Назарбаевым – в них якобы содержатся сведения о том, как они тайно заручились поддержкой аналитических центров и бывших сотрудников американской администрации, дабы улучшить репутацию Назарбаева и повлиять на расследование дела о взятках.
По-видимому, документы, которыми располагает Алиев, указывают: консультанты следили за критиками Назарбаева, когда те находились США. Среди документов есть текст электронного письма, который, по словам Алиева, лондонская консалтинговая фирма Krull Corp. (UK) Ltd. переслала Назарбаевым.
В письме описывается, как некий казахстанский политик, потенциальный соперник Назарбаева, проходил таможенный контроль в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди. В письме также содержался номер рейса, которым прилетел этим человек, сведения о типе его визы и название отеля, где он остановился в США. Федеральная погранслужба собирает такую информацию, но хранит ее в засекреченной базе данных.
Согласно архивам британских регистрационных органов, первым акционером Krull UK после ее учреждения в 1996 году был Миртчев – человек, которого Алиев именует проводником интересов Назарбаева. (Krull никак не связана с Kroll, крупной фирмой, работающей в сфере консалтинга и исследований и являющейся подразделением Marsh & McLennan Cos.)
Алиев также продемонстрировал документ, который, по-видимому, является отчетом, где анализируются данные о звонках с мобильного телефона некого вашингтонского лоббиста, представляющего интересы казахстанской политической оппозиции.
Алиев утверждал, что Миртчев предоставил этот отчет президенту Назарбаеву. Назарбаева "сильно впечатлило, что Миртчев принес ему копии данных о звонках с мобильного и офисного телефона", сказал Алиев в интервью. Законодательство США запрещает несанкционированное разглашение данных о телефонных звонках.
По словам Алиева и других лиц, осведомленных о делах семьи Назарбаева, Миртчев является для нее не только политическим консультантом, но и одним из главных управляющих ее финансами. Если верить Алиеву, семья Назарбаева держит в банках по всему миру как минимум сотни миллионов долларов. Этому утверждению вторят нынешние и бывшие сотрудники внешнеполитического ведомства США. В прошлом году правительство Казахстана назначило Миртчева на должность советника фонда суверенного богатства Казахстана.
Брайан Шонесси, адвокат Миртчева, написал в письме, что утверждения Алиева "являются ложью и явно сфабрикованы в рамках кампании публичной клеветы, тайно развязанной вашим источником – осужденным преступником, скрывающимся от правоохранительных органов... Тем самым он пытается вернуть себе политическую власть".
Позднее Шонесси добавил: "Миртчев никогда не вступал в контакт с кем-либо из какой бы то ни было ветви государственной власти США, лиц, формирующих общественное мнение или политику США, или занимающихся законодательной деятельностью, или политических партий; не проводил он и "расследований" в интересах Республики Казахстан или высокопоставленных официальных лиц Казахстана". Шонесси также добавил, что Миртчев "никогда не переводил никаких денежных средств на какие-либо банковские счета от имени правительства или высокопоставленных официальных лиц Казахстана".
Алиев предоставил документы из банков, демонстрирующие, что один из членов семьи Назарбаева переводил деньги фирме Krull UK. Согласно документам, со счета World Media Corp. SAL в Бейруте в 2004 году было осуществлено два трансферта на общую сумму 4 млн долларов. Как признали поверенные консалтинговой фирмы, контрольный пакет World Media Corp. SAL принадлежит Дариге Назарбаевой, дочери президента Назарбаева и бывшей жене Алиева.
Документы, предоставленные Алиевым, также свидетельствуют о других переводах общей суммой в 3 млн долларов, поступивших на счет Krull UK от другой бейрутской фирмы, контрольный пакет которой, по словам Алиева, тоже принадлежит Назарбаевой. Данные о переводах были подтверждены лицами, имеющими доступ к информации о международных банковских трансфертах.
По словам этих источников, Krull UK проводит крупные денежные средства через аффилированную фирму Brookrange Ltd., зарегистрированную на Гибралтаре. Лица, осведомленные о финансах семьи Назарбаева, выражают мнение, что Brookrange используется для управления имуществом первой семьи Казахстана.
В последние годы Brookrange переводила по телеграфу крупные суммы – от нескольких миллионов долларов до суммы, превышающей 100 млн, – безвестным компаниям по всему миру, утверждают лица, ознакомившиеся с данными о переводах.
В отчетах компаний, представленных в административно-регулятивные органы Великобритании, сказано, что с 1998 по 2004 год Brookrange владела Krull UK. Юрист Brookrange не отозвался на просьбу прокомментировать эту информацию.
По данным о регистрации компаний в Великобритании, среди лиц, финансирующих Krull UK, есть банкир из Казахстана Айгуль Нуриева, входящая в совет директоров казахской телефонной компании. Нуриева также вместе с премьер-министром Казахстана является инвестором в некую сингапурскую компанию, гласят архивы. По словам Алиева и других источников, осведомленных о финансах семьи Назарбаева, Нуриева помогает Миртчеву управлять офшорными активами клана Назарбаева.
Представитель Нуриевой отрицает, что она управляет деньгами Назарбаевых.
Досудебное соглашение
Что касается утверждений Алиева о том, что право заниматься бизнесом в Казахстане покупается за деньги, то с этим вопросом связано недавнее досудебное соглашение. В прошлом году, урегулировав свои отношения с министерством юстиции США и правительством Швейцарии, правительство Казахстана согласилось больше не оспаривать утверждения властей США, гласящие, что десять лет тому назад Назарбаев и другие высшие чиновники получили десятки миллионов долларов от американских нефтяных компаний.
По условиям этого досудебного соглашения был снят арест с части средств – 1 млрд долларов – которые долгое время были заморожены на счетах швейцарских банков, так как, по версии следствия, были получены в качестве взяток. Эти деньги будут направлены на проекты социальной направленности в Казахстане.
Часть этих средств, по некоторым сведениям, была передана через посредника по имени Джеймс Гиффен, которому власти США в 2003 году предъявили обвинительное заключение, до сих пор остающееся в силе. Расследование его дела застопорилось, поскольку сам Гиффен утверждает, что работал на американскую разведку. Как Гиффен, так и нефтяные компании отрицают свою причастность к взяткам.
Материалы, представленные министерством юстиции США в суды США и Европы, а также банковские отчеты и другие документы дополнительно подтверждают слова Алиева, что за право заниматься бизнесом в Казахстане вносились платежи. В одном из этих документов зафиксировано, что южнокорейская компания Samsung Group в середине 1990-х, добиваясь лицензии на добычу медной руды в Казахстане, перевела 1 млн долларов на счет Orel Capital Ltd в неком швейцарском банке. Фирма Orel принадлежала Назарбаеву, как утверждает министерство юстиции США в материалах судебного дела, поданных в Нью-Йоркский федеральный суд.
Пресс-секретарь Samsung затребовал более подробные сведения на сей счет, но после их получения не дал ответа. Документ, в котором зафиксирован факт платежа, – это аналитическое заключение, подготовленное независимыми консультантами по заказу правительства Казахстана.
В интервью Алиев также заявил, что семья Назарбаевых тайно владеет долей в двух компаниях, зарегистрированных в Индонезии и широко работающих в Казахстане, либо извлекает финансовые доходы из их деятельности. Сходное обвинение выдвигают и казахские оппозиционеры, но добавляют, что Алиев и сам на этом наживался. Алиев отрицает последнее утверждение. Связаться с индонезийскими компаниями не удалось.
Алиев также заявил, что президент Назарбаев имел долю с контракта по добыче урана, заключенного в 2005 году с канадским бизнесменом Фрэнком Гистрой. Контракт, заключенный с государственной атомно-энергетической корпорацией "Казатомпром", был подписан спустя несколько дней после встречи президента Казахстана с Гистрой.
Как утверждает Алиев, владельцем "Казатомпрома" через цепочку офшорных компаний является сам Назарбаев.
Комментарии