Информагентства в сфере недвижимости: как не стать жертвой

На модерации Отложенный

Слова «информационное агентство» у обычного человека не вызывают никаких негативных эмоций. Под ними понимаются ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, «Интерфакс» или всевозможные иностранные «Ассошиэйтед пресс» и далее через запятую. Стоит, однако, переместиться на любимый нами рынок недвижимости – как все меняется. Здесь информационное агентство – это, как правило, мошенническая организация, работающая по заветам Остапа Бендера. Корреспондент Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.ru задался целью исследовать деятельность тех участников рынка, которые дают в рекламе заведомо невыполнимые обещания.

Это сладкое слово «халява»

Вотчина информационных агентств – аренда. Сложившиеся на московском рынке традиции таковы, говорит Ольга Владиславлева, руководитель департамента аренды корпорации «Рескор», что за поиск варианта агентством (нормальным, не информационным) платит снимающий. Стоимость этой услуги – одна месячная ставка аренды, т.е. как минимум 20-22 тысячи рублей. Понятно, что многочисленным провинциалам, приехавшим «покорять столицу», это кажется ужасно дорогим: сразу приходится платить от 60 тысяч: 20 – за первый месяц аренды, еще 20 – страховой депозит, и еще столько же риэлторам.

Поэтому пытливый ум снимающих ищет варианты сэкономить. И находит… предложения информационного агентства, которое готово помочь за 1-2 тысячи рублей. Имеется, правда, «маленькая» деталь: в отличие от нормального риэлтора, который действительно занимается вашим вопросом и берет деньги только «по факту» (т.е. когда заселение состоялось), «информационщики» предлагают лишь информацию. Список сдающихся квартир с телефонами владельцев. Звонить, договариваться с ними предстоит клиенту уже самостоятельно.

В принципе, ничего криминального в такой постановке вопроса нет. Беда в другом: варианты, представленные в списке, изначально «мертвые». Либо этих квартир никогда не существовало в природе, либо они давно сданы – в этом случае информация украдена из баз данных обычных риэлторских агентств, и хозяева этих квартир говорят довольно нервно: им каждый день звонят и спрашивают о квартире… Впрочем, есть и еще один вариант – человек на другом конце телефона говорит, что квартира действительно существует, и готов показать ее, но денька через два, потому что сейчас у него неотложные дела. Как уже догадался проницательный читатель, этот «хозяин» - подставное лицо, задача которого всячески «пудрить мозги» клиентам информационного агентства, по возможности продлевая их приятные иллюзии.

«Сам по себе бизнес по торговле информацией имеет право на существование, - говорит Максим Каталов, директор «Открытой компании». – В профессиональной среде известны игроки, поставляющие базы данных для риэлторских компаний – они вполне добросовестны, и их продукт с удовольствием покупают. Основной дефект тех «информационщиков», о которых спрашиваете вы – в том, что информация заведомо недоброкачественная. Это не бизнес, а мошенничество».

Как распознать?

Сыщик Фикс («Вокруг света за восемьдесят дней» Жюля Верна) очень справедливо утверждал, что крупные воры всегда походят на честных людей. «Тому, кто похож на мошенника, не остается ничего другого, как быть честным человеком; иначе его тотчас же арестуют, - говорил он. – За честными-то физиономиями и надо следить в первую очередь». Мы это к тому, что у сотрудников информационных агентств бесполезно искать диавольские рожки или копыта – внешне все выглядит вполне респектабельно. Офис, в нем привлекательные барышни, звонят телефоны, стрекочут принтеры… Так что смотреть надо на вещи более прозаические, в первую очередь – читать предлагаемый вам договор. Если в нем фигурируют такие формулировки как «информационное обслуживание», «исполнитель обязуется предоставить список» и тому подобное, отмечает Валерия Родионова, руководитель филиала «Сивцев Вражек» компании «Новый город» – это очень верный признак.

Существуют и другие хорошо узнаваемые «родимые пятна». «Информационщики» часто пытаются мимикрировать под нормальное агентство недвижимости, поэтому в рекламе они могут указывать конкретную квартиру (метро, улица, площадь и т.д. – полная иллюзия, что это реально существующий объект). Однако при желании арендовать выясняется, что «эта квартира сдана вчера, но у нас есть много других аналогичных предложений». А чтобы добраться до них, вы должны «заключить с нами договор на обслуживание» - разумеется, информационное и см.

выше.

И самое, вероятно, главное. Основной козырь информационного агентства – фантастическая, нереальная дешевизна. Не только самой «услуги» - она, как уже говорилось выше, стоит всего 1-2 тысячи рублей. Очень дешево выставляются и упомянутые в предыдущем абзаце квартиры-«приманки» - 8-10 тысяч в месяц…

В этом обстоятельстве, вероятно, и следует поискать причины, почему «информационщики» живут и процветают на нашем рынке. О том, что такое бесплатный сыр и где именно он бывает, написано уже столько раз, что автору даже неудобно упоминать об этом снова. Но граждане все равно клюют – есть у человека какие-то рефлексы, которые заставляют начисто вырубиться любую способность соображать при виде очень привлекательной цены. Хотя, вероятно, самое главное, что нужно тут сделать – это как раз задуматься. Например, о том, зачем владельцу квартиры, которая может быть сдана самое меньшее за 25 тысяч рублей в месяц (в «приманках» используются не самые плохие варианты, они не из тех, которые сдаются по минимальной цене), отдавать ее за 8000? Он что, послан в этот мир для того, чтобы вы решили свои проблемы?

Еще один важный момент – жулики на рынке работают одни и те же, жертвы же постоянно меняются. То, что опытному человеку кажется очевидным, наивный провинциал, приехавший в Москву только вчера, видит впервые. Кстати, эти люди, как правило, и менее подготовлены юридически: написать заявление в прокуратуру для них – непосильный труд. Да еще и непонятно, где находится та прокуратура… И это – еще одна из причин, почему информационные агентства никак не пропадут.

Чья там служба и опасна и трудна?

Существует, правда, и еще одна сила, вполне способная вмешаться в процесс – государство. В Уголовном кодексе имеется ст. 159 («Мошенничество»), наличествуют прокуратура и милиция, призванные за соблюдением закона следить.

Где же они?

У неожиданной кротости правоохранителей существует официальная версия. Дело в том, что мошенничества здесь вроде как и нет. В договорах, которые подписывают с клиентами информационные агентства, русским по белому написано, что обслуживание именно информационное. Агентство данные и предоставило. Более того, в договоре часто бывает пункт о том, что «исполнитель не несет ответственности за качество предоставленной информации». В общем, когда недовольным клиентам все это разъясняют, им ничего не остается как уподобиться крестьянам у Некрасова:

И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: суди его Бог,Разводя безнадежно руками…

Был бы автор грудным младенцем – он бы этой версии поверил. Однако имеющийся некоторый жизненный опыт заставляет усомниться. Прежде всего, уровень правовой культуры в России таков, что человек, чувствующий себя обманутым, вряд ли «утрется», получив подобную формальную «откорячку». Касается это и рядовых граждан, и сотрудников правоохранительных органов. Сомневающимся можно припомнить историю М.Б.Ходорковского – человек имел все документы, подтверждающие уплату налогов, однако это не спасло его от известных всему миру проблем. В общем, захотели бы посадить – посадили бы…

Истинная причина, вероятно, состоит в том, что надзирающие органы «в доле». И время от времени происходящие всплески активности (например, осенью 2006 года в Москве было закрыто одно информационное агентство, три или четыре сотрудника осуждены) объясняются тем, что у «крыши» возникли противоречия с «крышуемыми» - вот последних и «закатали».

«В своей работе мы постоянно сталкивались с тем, что если клиент жалуется на нас, то милиция и прочие надзорные органы используют это вовсе не для того, чтобы защитить интересы этого клиента, - рассказал нам руководитель одного агентства, пожелавший, естественно, чтобы его имя не было упомянуто. – Проверяющие приходили, чтобы что-то «поиметь» с агентства, а интересы обращающегося всегда оставались где-то в стороне».

Так что единственное, что можно порекомендовать желающим снять квартиру – это быть бдительными. История, вопреки расхожему убеждению, ничему не учит. Скорее прав философ Василий Ключевский: история только наказывает за незнание своих уроков.

Пока государство не нашло эффективных средств противодействия вышеописанному виду мошенничества, остается лишь посоветовать нашим читателям не вестись на заманчивые предложения. Никакая квартира, даже самая убитая, не стоит в Москве меньше 500 долларов в месяц, а всё, что предлагается дешевле можно считать заведомым мошенничеством.