Ученые считают, что открыли «закон войны»

На модерации Отложенный Ученые считают, что открыли «закон войны», который может использоваться для прогнозирования возможных нападений в ходе современных вооруженных конфликтов - начиная от боевых действий с применением обычных вооружений и заканчивая международным терроризмом.

На минувшей неделе международная исследовательская группа сообщила Европейскому консорциуму по применению математики в промышленности, что разработала основанную на законах физики теорию, описывающую динамику нападений и формирования повстанческих групп. Теория описывает универсальные закономерности, которые проявляются во всех современных войнах, в том числе террористических.

Эксперты группы являются консультантами ООН, Пентагона и правительства Ирака.

«Вне зависимости от природы и места действия современных конфликтов, повстанческие группировки всегда действуют по одному и тому же сценарию. Говоря обобщенно, у вас один и тот же враг на всех фронтах», - говорит профессор Нейл Джонсон из Университета Майями, который провел исследование в сотрудничестве с профессором Майком Спагатом из Королевского колледжа Холлоуэй при Университете Лондона, доктором Син Гурли из Университета Оксфорда, а также специалистами из Китая и Колумбии.

На конференции в Университетском колледже Лондона ученые рассказали о том, какие преимущества можно получить благодаря увеличению объема доступной информации о конфликтах, сопоставляя сообщения сотен онлайновых новостных ресурсов и официальных сводок и используя математические методы исследования сложных систем.

«Мы использовали компьютерные модели для создания убедительных микропроцессов, которые объясняли бы коллективное поведение, наблюдаемое в целом ряде конфликтных ситуаций - от современных повстанческих войн и терроризма до уличного бандитизма и даже онлайновых игр», - заявил Гурли.

Самое примечательное, если говорить о современных конфликтах с участием повстанческих группировок, в том, что результаты, полученные экспертами с помощью математических моделей, полностью согласуются с фактами, добавляет он.

«То, что мы обнаружили, действительно потрясающе, - сказал профессор Джонсон. - Хотя войны представляют собой антитезу стабильной, упорядоченной системе, поворотные точки развития каждой войны четко ложатся на прямую линию».

Это означает, что события, определяющие ход войны, подчиняются так называемому «степенному закону», который описывает математическую взаимосвязь между частотой, с какой происходят крупные и, напротив, незначительные события.

Этот вывод тем более важен, что условия, место действия и продолжительность отдельных войн могут быть весьма различными. Например, война в Ираке, идущая в пустыне и в городах, началась достаточно недавно, в то время как колумбийская «кокаиновая война» против наркодилеров и организованных мафиозных групп, идущая в горных лесных районах, продолжается уже 20 лет.

Исследователи признаются, что подобные выводы стали шоком для них самих, так как математические закономерности - это последнее, что они ожидали обнаружить в хаосе войны.

Считается, что войны разворачиваются хаотически, и нападения и вспышки насилия носят случайный характер.
Но, тем не менее, определенные механизмы существуют, и эти механизмы одинаковы для самых разных войн по всему миру: в Сьерра-Леоне, в Ираке, Колумбии и в Афганистане.

«Степенной закон имеет важное практическое применение в сфере военного планирования. Это значит, что такого понятия, как «типичный масштаб события» в войнах не существует - тогда как, например, рост населения описывается гауссовой кривой, которая строится исходя из среднего роста человека, - говорит профессор Джонсон. - События, приводящие к многочисленным жертвам, будут происходить редко, но они будут происходить. И опять-таки, здесь действуют иные закономерности, чем в случае с человеческим ростом, где шансы на то, что родится человек, который будет выше 3 метров, близки к нулю».

«Так как речь идет о применении степенного закона, мы знаем, что в конфликтах преобладают небольшие атаки, в результате которых погибают один-два человека. Но, в отличие от закономерностей нормального (гауссова) распределения, атаки, в ходе которых погибают 100 человек или даже больше, происходят с относительно высокой частотой», - добавляет Гурли.

«Мы можем использовать степенной закон для точного прогноза вероятности разномасштабных атак, которые могут произойти в тот или иной день. Это может быть полезным для разработки военных стратегий и выбора мест расположения госпиталей. Однако этот поход выходит за рамки простой статистики. С помощью степенного закона мы можем понять, как повстанческие группировки формируются и разбиваются на более мелкие отряды и какова в целом структура массовых выступлений. Затем, наблюдая за кривой степенного закона, мы сможем в реальном времени увидеть, как изменяется структура повстанческих выступлений под влиянием таких внешних действий, как всплеск военной активности в Ираке».

Речь, в частности, идет о том, что динамика образования повстанческих групп остается одной и той же вне зависимости от места действия - будь то джунгли Колумбии, пустыни Ирака или любой другой театр военных действий, «выбранный» международным терроризмом.

Обобщая, можно сказать, что закономерность развития войн и терроризма имеет мало отношения к географии и идеологии, и гораздо теснее связана с каждодневными механизмами развития массовых повстанческих выступлений. И эта закономерность заключается всего лишь в том, что повстанческие группировки активизируются, когда сталкиваются с более сильным, но недостаточно гибким соперником. Как следствие, пока их соперник не поменяет свою тактику, статистические закономерности в плане количества жертв будут повторяться и в будущем.

«Тот факт, что степенной закон распределения действует применительно ко всем продолжительным современным войнам, говорит о том, что мятеж эволюционирует в попытке найти идеальный способ борьбы с более сильным соперником. До тех пор, пока эта структура не изменится, цикл вспышек насилия в таких местах, как Ирак, продолжится, - считает Гурли. - Мы прибегали к такому анализу, консультируя Пентагон, иракское правительство и ООН».