Кино в интернете будет дешевым или бесплатным

На модерации Отложенный

Развитие широкополосного доступа в интернет сделало возможным распространение медиафайлов без использования физических носителей – CD, DVD, Blu-ray. Если еще пару лет назад речь шла, в основном, о музыкальных треках, то сегодня можно уже всерьез говорить и о развитии интернет-торговли кинофильмами

Сегодня на мировом рынке онлайн-торговли видеоконтентом действуют несколько крупных игроков : Apple с магазином iTunes Store, MovieLink, СinemaNow и некоторые другие. Самый большой каталог фильмов сейчас у интернет-сервиса Amazon Unbox –- почти 5 тыс фильмов.

Интернет-магазины используют две бизнес-модели – приобретение фильма для личного пользования и его «прокат».

Во втором случае скачать фильм вам не дадут. После того, как пользователь изъявит желание посмотреть кино в режиме потокового видео, ему будут отпущены сутки: по их истечении фильм станет опять недоступным.

В России, в отличие от Запада, изменения в области распространения легального видео в интернете пока не очень значительные.

«Этот рынок достаточно сложно оценить – его участники не отличаются открытостью финансовых показателей. В целом, оценка на уровне 5-7 млн долларов кажется адекватной», - заявила в интервью «Газете.Ru» аналитик ИК «Финам» Анна Зайцева.

Аналитик iKS-Consulting Елена Крылова, оценивая рынок, предлагает не забывать и успехи в этой области интернет-провайдеров: «Доходы интернет-провайдеров (СТРИМ, Связьинвест и пр.) от продажи видео-контента (VoD) в 2007 году, по нашим данным, составили около $1 млн». На Западе же интернет-операторы занимаются этим сектором бизнеса крайне неохотно: слишком много проблем с правообладателями.

По оценкам специалистов, сегодня в Рунете порядка 300 сайтов, предлагающих «пиратское» видео, и лишь несколько, торгующих видео на лицензионной основе.

Кроме того, российские пользователи любят смотреть видео пускай и в плохом качестве, но зато бесплатно на порталах вроде YouTube, RuTube, Video.Mail.Ru, Rambler Vision и д.р. Ещё один фактор, препятствующий онлайн-торговле фильмами – файлообменные сети, получившие в Рунете огромную популярность. К примеру, torrent-трекер torrents.ru входит в пятерку самых популярных трекеров мира.

В России, в отличие от некоторых стран ЕС и США, на законодательном уровне с файлообменными сетями пока что никто не борется.

До torrents.ru правообладатели все же добрались: до тех пор, пока в кинотеатрах показывали «Самый лучший фильм» и «Кунг-фу Панда» и «Особо опасен», скачать эти фильмы на трекере было невозможно (как только их выкладывали для свободного скачивания, раздачу блокировали модераторы трекера).

Однако в Росси уже есть пользователи, готовые платить за видео-контент.

Эксперты говорят, что сейчас основной фактор для российского потребителя – цена. За $10 фильм покупают очень редко, а за 100 руб. – все чаще.

Два основных ресурса, занимающихся легальной киноторговлей в Рунете – video24.ru и getmovies.ru. Несмотря на то, что они являются конкурентами, между ними есть и существенные различия. Getmovies.ru специализируется на старом советском кино, докфильмах, спортивных телепрограммах и видеоклипах. Всего здесь предлагается около 900 фильмов (стоят в среднем 80 руб.) и около 250 клипов (каждый стоит 12 руб.), и их число постоянно растет.

Особенность video24.ru – в заключении договоров сразу с несколькими крупнейшими правообладателями, среди которых «Централ Парнтершип» и «ЕА Синема».

Благодаря этому портал ощутимо расширил в последнее время свой каталог фильмов. Сервис предлагает фильмы за 87 рублей. Способ востребования денег с пользователя не нов для российских платных интернет-сервисов: отправка SMS. Кроме того, ресурс стимулирует пользователей к регистрации на сайте: после нее фильмы будут стоить уже дешевле.

Каким образом будет продаваться видеоконтент в рунете?

«Наиболее эффективна модель зарабатывания на рекламе, т.к. российский пользователь не привык платить за сетевые сервисы. Если говорить о моделях оплаты, то пока более перспективны SMS-платежи, т.к проникновение сотовой связи в стране находится на высоком уровне, в то время как интернет-банкингом пользуется очень небольшой процент населения. Кроме того, интересна модель, когда средства снимаются со счета абонента, открытого у интернет-провайдера», – говорит Анна Зайцева из «Финама». При этом она подчеркивает, что фильмы должны продаваться без DRM-защиты, так как такой способ защиты контента от пиратов не эффективен и создает много проблем добросовестным покупателям:

«По сути, DRM-защита так и не зарекомендовала себя как способ снижения пиратства.

Скорее всего, проекты, связанные с видеоконтентом, можно развивать и без этого механизма».

Елена Крылова придерживается несколько другого мнения:

«Наиболее эффективной, на мой взгляд, является модель, когда провайдер является дистрибутором видеоконтента, и плата за просмотр фильмов списывается с личного счета пользователя.

Администраторы обоих ресурсов активно ищут пиратские сайты и требуют удаления ссылок, ведущих к нелегальным фильмам. Если администрация пиратских ресурсов отказывается ссылки удалять, доступ к пиратскому сайту просят перекрыть у хостинг-провайдеров».

С какими проблемами сталкивается развитие видео-отрасли в российском интернете?

«Конечно, уровень проникновения широкополосного доступа в России все еще крайне низок», – указывает на проблему Зайцева. «По сути, видеосервисы пока доступны не более чем 10% населения страны. Кроме того, на фоне борьбы с нелегальным контентом могут возникать различные юридические проблемы», – считает эксперт.

«С расширением полосы пропускания и появлением безлимитных тарифов просмотр видео становится доступным и для российских пользователей.

Однако развитию такой услуги, как продажа/прокат фильмов (например,VoD) мешает существование в сети большого объема бесплатного видео.

Небольшие интернет-провайдеры выкладывают в своих локальных сетях множество фильмов, музыки и пр., абоненты крупных провайдеров могут воспользоваться пиринговыми сетями для скачивания. Вторая причина медленного распространения платного видео в Рунете – сложная процедура заключения договоров с правообладателями видеоконтента и высокая стоимость прав на него», – добавляет Крылова.

Что ожидает в будущем видео-сервисы в Рунете?

«Они уже показывают впечатляющую динамику. Скорее всего, они смогут расти на уровне увеличения числа пользователей Рунета или даже несколько быстрее,» – говорит Зайцева. «У видео в интернете большое будущее, – уверен эксперт iKS Consulting. – Уже сейчас на развитых рынках пользователи предпочитают обычному ТВ интернет-телевидение. Кроме простой процедуры приобретения/просмотра фильма через сеть, интернет предлагает интерактивное телевидение – возможность просмотра уже транслировавшихся передач, программирования записи передачи и т.п. привлекательные для зрителя функции».