Молочные продукты не будут дорожать до осени
На модерации
Отложенный
По данным соцопросов, темпы инфляции в России столь велики, что беспокоят большинство населения. Что ж, для тех, кто с тоской обзирает полки продуктовых магазинов, прикидывая, что и на сколько подорожает через неделю, есть хорошая новость. Как сообщил сегодня в ходе пресс-конференции исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов, в течение лета-осени 2008 года молочные продукты, скорее всего, дорожать не будут. Цены, поднявшиеся с июня 2007 по апрель 2008 года в среднем на 32%, в середине весны как будто застыли в одной точке. По данным за апрель и май, ценовой прирост если и был, то минимальный и не везде. Если конъюнктура рынка не изменится, то эта стагнация продлится до осени текущего года. Что дальше - вопрос открытый. Ситуация может меняться столь непредсказуемо, что делать более отдаленные прогнозы сегодня не спешат даже весьма компетентные специалисты.
Получается, что за короткий период (менее года) рынок выбрал все возможности ценового роста, и теперь стоимость молока и его производных "законсервируется" в исходных отметках? Почему рост не происходит более плавно и постепенно? Чтобы понять это, надо знать, от чего зависит мировая конъюнктура и что, кроме нее, влияет на цену на отечественном рынке, отмечает В.Лабинов. Первая, и главная причина подорожания - превышение роста спроса над ростом производства. Это типично для большинства стран, и Россия не исключение.
Вообще, потребности в молочных продуктах все стараются удовлетворять самостоятельно: доля импорта в среднем составляет 8%. В России импорта больше - процентов 20. В сегментах сыра и сливочного масла импорт достигает 40%, но это связано с недостаточными объемами производства своих продуктов. Винить Китай и Индию - нетрадиционные рынки потребления - в том, что они "выпили все молоко", неправильно, рассказал эксперт. Да, благосостояние людей там растет, и они начинают активно потреблять несвойственные им прежде продукты. Но ведь и производят их они в целом больше, чем Россия! Другое дело - более мелкие страны Юго-Восточной Азии, где производства нет, а полакомиться молоком, сыром и творогом любят не меньше нашего.
Что касается нашей страны, то потребление молочных продуктов у нас, как говорилось выше, растет быстрее, чем их производство. Тем не менее мы никак не приблизимся к советским объемам: тогда в год каждый житель в среднем съедал 370 кг молока и его производных. В голодные 90-е мы "просели" до отметки 210 кг, и лишь к 2007 году сумели набрать 260 кг среднегодового потребления. Говорить о том, насколько это нормально, сложно. Ведь одни хорошо переносят эти продукты, другие нет. Кроме того, во времена СССР люди вынуждено сидели на молоке и кефире, а теперь у них появилась возможность переключиться на другие продукты: колбасы, паштеты, фрукты. Как говорится, каждый выбирает по своему вкусу и возможностям. Тем не менее до 2007 года потребление молока в России стабильно возрастало. Летом прошлого года производство его в европейской части страны существенно снизилось, а мировые цены скакнули вверх. Из-за отмены европейских экспортных субсидий подорожал импорт, а за ним подтянулись и наши производители. Народ не замедлил проголосовать кошельком: если раньше позволяли себе и творожки, и йогурты, и десерты, то после начала подорожания спрос в этом высокоценовом сегменте начал падать. Меньшими темпами сокращалось потребление питьевого молока - в нем, как правило, начинают отказывать себе в последнюю очередь.
Еще одна типичная для нашей страны проблема, которая не позволяет стабилизировать производство - сезонность. Летом и ранней осенью коровы, живущие на подножном корме, дают много свежего молока, однако с октября по январь производители вынуждены переходить на сухое сырье.
С этим связаны и сезонные колебания цен, говорит В.Лабинов. И такая тенденция сохранится надолго, ведь переход на круглогодичное производство, как в других странах, пока маловероятен. Кроме того, на рост цен влияет удорожание энергоресурсов. После того, как наша страна вступит в ВТО, их стоимость сравняется с мировой, что тоже надо закладывать в цену молока. Эксперт надеется, что рост доходов населения не даст спросу упасть. Кроме того, у производителей, специализирующихся на качественном молоке, есть еще одна надежда - вступающий в силу в конце этого года технический регламент. Он тоже полностью отвечает требованиям ВТО и обещает тем, кто работает на совесть, конкурентные преимущества.
Как известно, этот документ впервые в истории России вводит терминологическое разделение молока и молочных продуктов на три группы. Первая - собственно молочные продукты, к которым относится цельное молоко и его производные, без малейших посторонних примесей. Во вторую категорию попадает продукция из цельного молока с добавлением иных составляющих (не более 50% от общего объема). Скажем, любимый многими творог с изюмом или орехами, йогурт со злаками и тому подобное, станут относиться к таким составным продуктам. И, наконец, третья группа - молокосодержащие. Сюда может входить и сухое молоко, и растительные белки, да мало ли что? То же касается собственно молока: все, что называется этим словом, с начала нынешнего года должно производиться из цельного сырья. Даже капля восстановленного (кстати, этот типично наш термин уходит в прошлое) из порошкового молока - и все. Ваш продукт - "молочный напиток". Естественно, цельномолочные продукты окажутся дороже, "напитки" - дешевле. И те, кто могут себе позволить, будут, естественно, выбирать первые. Кстати, по словам В.Лабинова, утверждение, что "все молоко порошковое", неверно. Его доля на рынке составляет порядка 13%, на Севере и Дальнем Востоке, конечно, она выше. Конечно, в зимние месяцы сухое молоко активно используют и в Москве. Но потребитель уже будет знать, что за продукт он покупает.
Аналогичный техрегламент утвержден на масло и масложировую продукцию. Сегодня на отечественном рынке до 80% сливочного масла - мягко говоря, не масло, а всевозможные растительные спреды. Процесс этот никем не регулируется, так что производители могут назвать продукт прилагательным вроде "Дачное", "Домашнее", и потребитель, будучи уверен, что перед ним масло, такой товар покупает. Между тем, в упаковке с броским названием и красиво нарисованной буренкой скрывается... правильно, спред. О чем производитель честно предупреждает, но только в самом дальнем углу пачки мелким шрифтом. После подписания регламента рынок сливочного масла тоже ждут изменения, полагает эксперт.
В целом, вступление России в ВТО, в котором уже мало кто сомневается, отразится на молочной отрасли скорее благоприятно, делает он вывод. Во-первых, рынок и без того достаточно либерализован, термины и определения унифицированы. Даже если прямое дотирование сельхозпроизводителей прекратится, у государства останется возможность использовать разрешенные меры по его поддержке. Спектр таких мер довольно широк. Ввозные пошлины на импорт у нас довольно низкие, и сокращать их никто не собирается. Зато после присоединения к ВТО появятся более доступные и дешевые кредиты, которыми смогут воспользоваться производители. А это не менее важно, чем субсидии. Только вот цены, несмотря на временную передышку, все равно продолжат рост. Ибо главные факторы подорожания в обозримом будущем никуда не денутся.
Комментарии