Операция «разори соседа»
Посещения главами государств других стран - в первую очередь символический жест. Никто не ждет, что президент Обама вернется из Китая с важными соглашениями по экономической политике или чему-нибудь еще.
Но будем надеяться, что вдали от телекамер Обама и представители принимающей стороны честно обсудят вопросы валютной политики. Потому что проблема нарушений торгового баланса вскоре станет гораздо серьезнее, и если Китай не встанет на путь истинный, нам будет грозить неприятное противостояние.
Для справки: курсы большинства основных валют мира колеблются по отношению друг к другу, их относительная стоимость повышается или понижается под воздействием рыночных сил. Это не значит, что правительства оставляют национальные валюты на произвол судьбы: страны могут ограничивать отток капитала, когда их валюта становится непопулярна (как сделали в прошлом году в Исландии), или принимать меры, предотвращающие приток «горячих» денег, если спекулянты слишком активно покупают их валюту (как сейчас делает Бразилия). Но в наши дни большинство стран старается держать курс своей валюты в соответствии с долгосрочными экономическими реалиями.
Исключение из этого правила составляет Китай. Излишек торгового баланса страны огромен, как и количество инвесторов, готовых вкладывать деньги в его стремительно растущую экономику. Но хотя эти факторы должны были бы привести к усилению позиции жэньминьби (так называются китайские деньги), власти Китая предпочитают сохранять свою валюту слабой. В основном обменивая жэньминьби на доллары.
В последние месяцы Китай провел операцию «разори соседа». Несмотря на резкое падение доллара по отношению ко всем главным валютам, Китаю удалось сохранить курс юаня к доллару неизменным и предоставить своим экспортерам конкурентное преимущество над соперниками, особенно производителями из других развивающихся стран.
Особенно неприятной представляется валютная политика Китая в свете удручающего состояния мировой экономика. Дешевые деньги и фискальные стимулы помогли, насколько можно судить, предотвратить вторую «великую депрессию».
Но справиться с массовой безработицей не удалось. Китайская политика «слабой валюты» ухудшает ситуацию, отдавая деньги потребителей, необходимые всему миру, искусственно конкурентоспособным китайским экспортерам. Из-за чего в будущем можно ожидать резкого увеличения как положительного торгового сальдо Китая, так и торгового дефицита Америки.
По крайней мере, так утверждают Ричард Болдуин и Дария Тальони из женевского Института международных исследований. Они отмечают, что нарушения торгового баланса (а это и китайские излишки, и американский дефицит) в последнее время стали меньше, но «подобные улучшения торгового баланса в мире, как правило, иллюзорны - это лишь временный побочный эффект крупнейшего торгового коллапса в истории человечества».
Снижение объемов мировой торговли, произошедшее в 2008-2009 годах, достойно места в книге рекордов. Оно показало, что в современной торговле преобладают товары длительного пользования: во время кризиса потребители и корпорации отложили покупку любых товаров, в которых не видели насущной необходимости.
Но по мере того как финансовый кризис начнет сходить на нет, этот процесс пойдет вспять. Недавний отчет о торговой деятельности в США показал резкий рост торгового дефицита с августа по сентябрь. Вскоре таких отчетов станет больше.
Итак, представьте: многие месяцы заголовков, сопоставляющих резкий рост торгового дефицита в США и излишков баланса в Китае с муками безработных американцев. На месте китайских властей я бы очень не хотел оказаться в такой ситуации.
Китайцы, похоже, этого не понимают: вместо того чтобы признать необходимость реформ в своей валютной политике, они принялись учить США, требуя от нас повышения процентных ставок и сокращения бюджетного дефицита. Что, конечно, только ухудшило бы нашу проблему с безработицей.
Впрочем, я не уверен, что администрация Обамы хорошо понимает насущность проблемы. Я не в обиде на Обаму за фуршеты и фотосессии - это часть его работы. Но за кулисами ему стоит предупредить китайцев, что они играют с огнем.
Комментарии
Мы тут при чем?