Легко ли живется пофигистам?

На модерации Отложенный Если перфекционист придерживается правила: «Лучшее всегда лучше!», то жизненная философия пофигиста: «И так хорошо!» Так что же такое пофигизм: простая лень или способ найти душевное равновесие?

Начнем с того, что пофигист пофигисту рознь. Один – природный, по складу характера предрасположенный к благодушному образу жизни, другой – бывший перфекционист, когда-то уставший сам от себя и мимикрировавший под «домашнего будду». Тем не менее, общий язык эти двое находят очень быстро. Это значит, что влюбленные обоюдно радуются доверию и отсутствию контроля. Свободы, права, все на самосознании, кому надо – тот и делает, и эта система довольно устойчиво функционирует до поры до времени. Вдвоем весело выбирают то, что хочется и интересно, а не то, что нужно или полезно, и по-детски беспечно играют в это.

Но безусловное доверие в личных отношениях и хозяйственная «по-барабанистость» через несколько лет видоизменяют семейную гармонию до подобия анархии. Все делают что хотят, что взрослые, что дети, и образ жизни всего семейства в целом определить становится невозможным. Но при этом душевно все довольны! Ну, или почти все.

Кто же первым замечает этот хаос? Тот, кто когда-то научился быть пофигистом, ища собственную гармонию. Самосознание самосознанием, но человек любого возраста и пола быстро привыкает к формуле «зачем делать, если можно не делать». Проблема в том, что взрослые это видят, но руководить и командовать, брать семейные бразды в свои руки – именно руки и не поднимаются. Многолетняя привычка «не давить» не позволяет сделать такой управленческий шаг.

Но рано или поздно хотя бы один из взрослых «винтиков» начинает (да буквально заставляет себя!) шевелиться и что-то делать. А куда деваться? Приходит время отдавать долги «полезному». Но как же трудно это достается пофигисту! Нисколько не легче, чем перфекционисту не заметить неправильно развешенных полотенец!

И, как ни странно, без всякого давления другой «винтик» тоже каким-то образом начинает подыгрывать в шевелении. Если с самого начала все было построено на доверии-понимании, то в сложных ситуациях – всплывает это общая ценность. Вихревые потоки активности одного вдохновляют второго на бодрость, и первоначальный уклад каким-то образом восстанавливается.

Так что опыт показывает: система, состоящая из двух пофигистов может саморегулироваться! Но зрелище не для слабонервных. Люди, привыкшие и умеющие планировать свою жизнь, рассчитывать свои возможности, могут быть в полном ауте от такого непредсказуемого и беспланового образа жизни. Да пофигисты иной раз и сами ужасаются! Но у каждого своя планида, и привыкнув к полной свободе, человек уже не может жить в рамках, установленных кем-то.

А свои-то собственные рамочки, вообще тянутся, как резиновые. Ох, не к добру эти безграничные права! Стоит добавить, что есть еще одно условие для жизнестойкости такой системы – когда старшее поколение с обеих сторон совершенно корректно никак не комментирует и не пытается поправить семейную жизнь своих детей.


А вы думаете у пофигистов не бывает ломок и страданий? О, как иногда хочется по мановению волшебной палочки превратить свой дом в… упорядоченный, правильный, где все по полочкам, по расписанию! И поражаешься – ведь как-то у других получается само собой! Но, недолго поудивлявшись чужим талантам, продолжаешь жить по велению души, а не разума.

Есть известный исторический анекдот в защиту русского «и так хорошо!» Говорят, что немецкий канцлер Отто Бисмарк по пути в Петербург нанял ямщика, но усомнился, что его лошади (больше похожие на крыс, чем на лошадей) могут ехать достаточно быстро. «Ничего-о!» – отвечал ямщик и понесся так быстро по неровной дороге, что Бисмарк забеспокоился: «Да ты меня не вывалишь?!» «Ничего!» – отвечал ямщик. Тут сани опрокинулись, и Бисмарк упал в снег, в кровь ободрав лицо о пень. В ярости он замахнулся на ямщика стальной тростью, а тот загреб ручищами пригоршню снега, чтобы обтереть окровавленное лицо Бисмарка, и всё приговаривал: «Ничего... ничего-о!». В Петербурге Бисмарк заказал кольцо из этой трости с надписью: «Ничего!» И признавался, что в трудные минуты он испытывал облегчение, говоря себе: «Ничего!» Когда «железного канцлера» упрекали за слишком мягкое отношение к России, он отвечал: «В Германии только я один говорю «Ничего!», а в России – весь народ».

А если серьезно, то переступить через незакрытые тюбики или пятно на полу пофигисту помогает мысленное взвешивание. Если безупречный порядок держится на детских слезах или испорченном настроении супруга, то на фиг такой порядок. С собой же как-то можно договориться – сегодня или завтра. Главное, чтоб не было перекошенного недовольством лица. Будет доброе лицо и хорошее настроение – близкие и сами отзовутся. А по отношению к профессии: пофигисту скорее наплевать не на саму работу, а на ненужную суету вокруг нее.

Жизнь перфекционистов и пофигистов мне представляется как плавание на надувном матрасе по морю. Первые всегда в тонусе, следят за мощью волн и силой ветра, рассчитывают силы, чтоб выплыть в шторм, или вовсе переплыть море и добраться до другого берега. С одной стороны – добиваются своего, с другой – неимоверно устают от этого. А вторые – болтаются по воле волн, наслаждаются жизнью, солнышком, теплом и негой. Они берут и пользуются подарком жизни сразу, не дожидаясь старости или «когда будет можно», и им хорошо! Но если вдруг большая волна, сильный ветер, то караул! – надо вмиг вспомнить все свои навыки и умения для выживания, и рвануть что есть силы. А сил может не хватить. Тут уж как повезет.

Как всегда - лучше выбрать золотую середину. Многие вещи не так важны, чтобы делать их «во что бы то ни стало». Но и без преодоления себя человек деградирует. Мне кажется, главное – чтобы за всеми нашими праведными трудами или порханием божьей пташкой удалось разглядеть собственную жизнь и насладиться ею.