Как спасают автораритеты?
На модерации
Отложенный
Реставратора старых автомобилей поджидает множество трудностей, лишь преодолев их, он сможет сохранить для истории уникальные технические образцы
Восстановить раритетный автомобиль до того состояния, в каком он вышел в своё время из заводских ворот, практически невозможно — так же, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Однако выдающиеся автошедевры хотелось бы сохранить на века.
Отреставрировать машину на 100% сложно по многим причинам: трудно найти автомобиль в полной комплектации, восстановить изношенные и недостающие детали по той технологии и из тех материалов, которые применяли во времена его производства. К тому же нередко оказывается, что утрачена техническая документация на автомобиль, по которой можно было бы изготовить недостающие детали. Однако есть энтузиасты, которых не пугают подобные сложности. И именно благодаря их труду мы можем восхищаться автомобильными раритетами, любуясь ими на тематических выставках, в музеях, а если повезёт — и на дороге.
Тому, в чьи руки попал образец старинной техники, придётся решать, по какому пути двигаться. Один из вариантов — это сохранить то, что есть. Этот путь выбирают, когда попадается редкий образец в хорошем состоянии, имеющий около 90% оригинальных деталей, на котором, скажем, сохранилась заводская краска и обивка. Ведь археологи, обнаружив какой-нибудь старинный меч, от которого остался наполовину изъеденный ржавчиной клинок да какие-то фрагменты рукояти, не приделывают недостающие части. Они очищают находку, консервируют и хранят в таком виде.
Если же реставратору достаётся автомобиль, побывавший в руках несведущего в этой области человека или чаще всего просто эксплуататора техники, который её переделывал по своему усмотрению, то такой автомобиль можно попытаться восстановить до первоначального состояния, но при одном очень важном условии — не портить и не уничтожать сохранившиеся «родные» части машины.
Полная реставрация автомобиля может растянуться на несколько лет. Всё зависит от года выпуска машины, наличия и доступности необходимых запасных частей, схем, чертежей и от мастерства реставратора. Некоторые восстановленные раритеты участвуют исключительно в автопробегах, другие же можно увидеть и на дороге в обыденной жизни. Фото (SXC license): Eduardo Mota Silva |
К сожалению, бывает и такое, что представляющую ценность технику губят именно те, кто пытается её восстановить. Происходит это из-за нехватки знаний и опыта.
Одиночке-любителю справиться с реставрацией не так-то просто. Чтобы полностью восстановить автомобиль, нужна хорошо оборудованная мастерская, оснащённая сварочным и другим оборудованием для кузовных работ, окрасочной камерой, набором универсальных станков. Более того, понадобится и специальное оборудование для изготовления деталей по старым технологиям. Поэтому иногда реставраторы передают часть работ в специальные мастерские.
При покупке старинного автомобиля реставратор обращает внимание не столько на его техническое состояние, сколько на то, какую историческую ценность он представляет. Год выпуска в данном случае не является определяющим критерием. Предпочтение отдаётся знаменитым и редким автомобилям — машинам, интересным по конструкции, имеющим заказные кузова или принадлежавшим когда-то известным личностям (естественно, при наличии подтверждающих документов).
Второй немаловажный момент — это комплектность. Чем «моложе» автомобиль, тем выше должна быть его комплектность. Так, любой автомобиль XIX века представляет ценность в любой комплектности, даже если никогда не удастся восстановить недостающие детали. А вот заурядный серийный автомобиль середины века ХХ, половина деталей которого «родные», особой ценности не представляет, даже в том случае, если удастся собрать недостающие детали. Ценятся автомобили 1930-х годов: компрессорные Mercedes-Benz 540 K и Duesenberg SJ, многоцилиндровые Cadillac V16 и Maybach Zeppelin, эксклюзивные модели Horch 853 с закрытыми кузовами.
Опытным реставраторам-профессионалам приходится много путешествовать. Уникальные экспонаты можно найти в самых неожиданных местах, часто при этом их владельцы и не догадываются, что эта груда металла представляет большую ценность. Фото (Creative Commons license): John Goodrid |
Работа начинается с изучения автомобиля, сбора информации о нём и аккуратного разбора на детали. При разборке автомобиля на основные части (шасси, кузов, двигатель) даже опытные реставраторы всё записывают и рисуют эскизы. Процесс реставрации, как правило, долгий, память может и подвести.
Начинают реставрацию авто с наиболее трудоёмких работ — с восстановления кузова. Сначала его разбирают на элементы и очищают от ржавчины, обрабатывая сильной струёй песка или смесью мелких стеклянных шариков со скорлупой грецких орехов. Удаляют ржавчину и механическим путем — с помощью шаберов, скребков и шлифовальных машинок с абразивными кругами и металлическими круглыми щётками. Самый радикальный способ — погружение кузова или рамы в специальный раствор, который ещё и удаляет старую краску. Но если кузов очень сильно проржавел, то в результате такой обработки от него мало что останется.
После того как все детали очищены и обработаны преобразователем коррозии, который создает на поверхности металла защитную плёнку, реставратор приступает к выправлению поврежденных мест, которые имеются в любом, даже хорошо сохранившемся, кузове. Очень ветхие и сильно поврежденные места вырезаются, и на их место встык ввариваются новые куски металла. Швы от сварки зачищаются шлифовальными машинками и рихтовочными пилами. Иногда некоторые панели приходится полностью изготавливать заново. Раньше для заполнения неровностей применялась пайка припоями на основе олова и свинца. Теперь для этого используют полиэфирные и другие шпатлёвки, поскольку работать с ними намного проще.
На этом этапе происходит проверочная сборка. Мастер собирает кузов со всеми дверьми, капотами и остальными деталями; регулируют петли и устраняет зазоры. Геометрию кузова и рамы тщательно проверяют различными измерительными приборами, ведь в итоге они должны безупречно соединиться между собой, чтобы без проблем встали другие узлы и агрегаты. Во время проверочной сборки на кузов «примеряют» и остальные мелкие детали — после окраски стучать по кузову и панелям или подпиливать их нельзя.
Особенно трудоёмка работа с кузовом, имеющим деревянный каркас. Чтобы восстановить такой каркас, приходится снимать с него кузовные панели. Некоторые панели на каркасе соединены с помощью сварки, которую приходится разрезать, или закреплены с помощью многочисленных маленьких гвоздиков, каждый из которых нужно аккуратно вынуть. Изготовить новые деревянные детали непросто: каркас кузова имеет много криволинейных брусьев, которые повторяют его сложную форму.
Opel 1,2 Liter 1934 года. Особую сложность представляет реставрация кузова с деревянным каркасом. Помимо всего прочего, их нельзя окрашивать синтетическими эмалями, требующими горячей сушки. Фото автора |
После шлифовки панелей мастер наносит первый слой краски. На этом этапе хорошо видны все дефекты, допущенные на предыдущих стадиях работы. Маскируют их с помощью тонкой шпатлевки. Окончательно кузов окрашивают, когда он уже собран — в несколько слоёв, количество которых зависит от типа применяемой краски. В первой половине ХХ века доминировали сначала масляные, затем глифталевые, пентафталевые и нитроцеллюлозные краски. Позже их стали вытеснять синтетические эмали, требующие горячей сушки. Такие эмали не годятся для окрашивания кузовов с деревянным каркасом, поскольку температура сушки составляет 130 °С. В наше время широко используют двухкомпонентные красители и акриловые краски.
Немало хлопот доставляет реставраторам и внутренняя отделка салона. При восстановлении интерьера снимают старую обивку с каркаса, распарывают её, делают выкройку и по ней шьют обновку. Материал обивки мастера стараются подбирать такой же, какой был применён на автомобиле при выпуске с завода. Современные синтетические материалы популярностью не пользуются — так можно скатиться с реставрации до ремонта. Большой удачей считается получить автомобиль с «родными» сидениями и обивкой.
На большей части сидений старинных автомобилей применялись пружины двух типов — спиральные и плоские зигзагообразные. Первые иногда требуют перетяжки. Сверху пружины покрывал матрац из конского волоса или кокосового очёса. Такие матрацы очень долговечны и в большинстве случаев сложностей с ними не бывает. Хуже, если попадется матрац из губчатой резины, которая со временем трескается. Проблема с такими матрацами заключается в том, что они отформованы с воздушными карманами. В домашних условиях такой матрац изготовить невозможно, поэтому выход из положения находят с помощью листовой губчатой резины и поролона.
Реставрация двигателя, сцепления, коробки передач и редуктора заднего моста особых трудностей не представляет, но только при одном очень важном условии — когда есть для них оригинальные запасные детали, пусть не новые, но хотя бы в рабочем состоянии. Если их нет, то восстановление этих узлов превращается в почти неразрешимую задачу, потому что такие детали в домашних условиях восстановить или изготовить практически невозможно.
В конструкциях ходовой части изнашиваются в первую очередь шарнирные соединения, различные втулки, сайлентблоки, рессорные пальцы, шкворни и подшипники. Многое из перечисленного восстанавливается с помощью токарных работ, но когда есть шанс поменять деталь на новую, его не упускают, особенно если это касается рулевого управления.
Не менее важным и ответственным этапом в является реставрация тормозной системы. Восстановить механические тормоза не составляет особого труда. А если тормоза гидравлические, то придётся решать проблемы с поиском изношенных деталей. В любой гидравлической тормозной системе есть резиновые детали, которые со временем приходят в негодность. Если эти детальки уже десятки лет не выпускают, реставратор изготавливает форму и создаёт их методом вулканизации. При этом учитывается состав резиновой смеси, так как тормозные жидкости отличаются по химическому составу и могут агрессивно реагировать на некоторые типы резины. Радикальный способ восстановления старой тормозной системы — это полная замена её на новую современную систему, более или менее подходящую по конструкции. Но, повторюсь, это уже ремонт, а не реставрация.
Реставратор сталкивается со сложностями на всех этапах работы. Не у каждого мастера достаточно опыта и знаний, чтобы решать их самостоятельно. Поэтому иногда они обращаются в реставрационные мастерские. Фото (Creative Commons license): Brian Josefowicz |
Что касается системы питания, то здесь основная проблема заключается в опасности сварки бензобаков. Перед сваркой бензобак нужно тщательнейшим образом выпарить во избежание взрыва паров бензина. Сегодня для устранения течи бензобаков применяют различные герметики и составы на основе эпоксидных смол. Среди деталей карбюратора мало что можно восстановить, поэтому обычно их заменяют новыми. Желательно в системе питания заменить все трубопроводы, особенно их резиновые участки.
Недолговечна, как правило, и система выхлопа. Её изготавливают заново по старым образцам путём «гибки» и сварки труб подходящего сечения. Трубы можно гнуть на трубогибе или с помощью нагрева газовой горелкой. Глушитель обычно делают заново по старому образцу или, на худой конец, устанавливают современный — от автомобиля, имеющего двигатель соответствующей мощности и объема.
Система охлаждения, как правило, нуждается в пайке радиатора, замене подшипника водяного насоса и замене резиновых патрубков. Наибольшую трудоемкость из перечисленных работ представляет пайка радиатора.
Система электрооборудования на автомобилях первой половины ХХ века часто имела напряжение не 12, а 6 вольт. Если на автомобиле сохранилась шестивольтовая система, то имеет смысл её оставить, правда, проводку придётся менять полностью и использовать от неё только наконечники, которые нужно тщательно очистить от окисной плёнки. Еще сложнее с аккумулятором — его жизнь коротка, а найти такой шестивольтовый аккумулятор, который устанавливался изначально на реставрируемый автомобиль, практически невозможно. Поэтому агрегат придётся перебирать полностью.
Реставрация автомобилей — процесс трудоёмкий, требующий терпения и знаний. Поэтому и занимаются этим только энтузиасты, влюбленные в своё дело. Такую титаническую работу нельзя оценить никакими деньгами! Удовольствие доставляет сам процесс и возможность своим трудом бережно сохранить в истории человечества редкие, а порой и уникальные экземпляры, бывшие некогда гордостью конструкторов и дизайнеров.
Комментарии