Угроза разорительных экономических санкций не испугала Иран 
                        Вчера  Джордж Буш начал свое последнее европейское турне, в ходе которого он, в  частности, обсудит с коллегами из ЕС перспективу ужесточения санкций в отношении  Ирана. Президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад, в свою очередь,  опасаясь замораживания средств, хранящихся на счетах в финансовых организациях  Европы, приказал ведущим банкам страны перевести деньги в иранский центробанк.  Эксперты считают, что экономических проблем Ирану не избежать, хотя и от ядерных  амбиций он не откажется. 
Сегодня Джордж Буш примет участие в саммите  США–ЕС, открывающемся в столице Словении Любляне, а затем посетит  Великобританию, Италию, Францию и Германию. Одна из основных целей европейских  переговоров – согласовать позиции по ужесточению санкций против Ирана. Речь идет  в первую очередь о замораживании иранских счетов в западных банках, на которых,  по некоторым оценкам, хранится до 36 млрд. долларов (что сопоставимо с половиной  бюджета Исламской Республики). 
Эксперты сомневаются, что санкции  действительно способны повлиять на позицию Тегерана: «В том, что санкции по  Ирану могут стать ударом по экономике, нет никаких сомнений, но ждать в связи с  этим изменения курса на создание ядерной бомбы не стоит, – заявил «НИ» президент  Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – В Иране и сейчас тяжелые  проблемы с экономикой, Ахмадинежад не сдержал свои предвыборные обещания и  подвергается критике и в парламенте, и со стороны аятоллы Хаменеи. Но вот в  области безопасности все политические силы едины, и от идеи разработки атомного  оружия отказываться никто не собирается. Этот курс был взят еще задолго до  Ахмадинежада, просто он впервые его озвучил открыто. Ирану нужно еще два-три  года на создание бомбы, и, вполне вероятно, что разочарованная неэффективностью  санкций Америка решится на силовые действия. Причем будет инициатором этого  Обама или Маккейн – неважно, практика показывает, что президенты-демократы во  внешней политике ведут себя не менее воинственно, чем неоконсерваторы, –  вспомните, к примеру, войну в Югославии».
 Военное решение действительно  широко обсуждается в США, но пока большинство аналитиков склоняются к тому, что  американцы не пойдут на силовое противостояние: «Американская линия в отношении  Ирана мало зависит от того, какой президент победит, но маловероятно, что США  решатся на вооруженный конфликт, – считает президент Института стратегических  оценок Александр Коновалов. – Во-первых, пример иракской ошибки слишком свеж в  памяти, тем более что война там еще не окончена. Во-вторых, у США просто  физически нет солдат для наземной операции, а бомбить реакторы с воздуха сложно  – рельеф местности другой, многие объекты глубоко под землей, обычным оружием их  не возьмешь. Наконец, у Ирана есть силы, чтобы в ответ перекрыть Ормузский  пролив, а это нанесет страшный удар по мировой экономике». Как заявил эксперт  «НИ», экономические санкции пока остаются единственным реальным рычагом давления  на Тегеран. 
«Ужесточение санкций, кстати, поддерживает и Россия, ведь мы  тоже не хотим появления у Ирана ядерного оружия, – продолжает Александр  Коновалов, – а то, что эта страна решительно настроена на его создание,  подтверждается, например, тем буйным праздником, который устроили иранцы в День  ядерных технологий (отмечаемый 9 апреля. – «НИ») – в руках у них были лозунги  типа «Смерть британцам!» и прочие антизападные плакаты. В Иране не хотят  сворачивать с этого пути, хотя и избежать экономических проблем в связи с  санкциями стране будет трудно. Все эти заявления о выводе иранского капитала из  европейских банков звучат не слишком реалистично: финансовый рынок консервативен  и все расчеты по нефти до сих пор происходят в долларах. В одиночку Иран не  сможет изменить глобальный финансовый рынок». 
                        
                    
 
                    
Комментарии