Агония бесплатного образования: Бюджетных мест еще на 43 тысячи меньше

На модерации Отложенный

Агония халявного образования в России продолжается. Этим летом на 43 тыс. абитуриентов меньше, чем год назад, смогут поступить в вузы на бесплатной основе. Свято место пустым по традиции не остается: ликвидированные бюджетные места тут же заполняются “договорниками”. Увеличивается и цена “прокачки мозгов”: по данным экспертов, за восемь лет средняя стоимость обучения в российских вузах выросла вдвое. Сколько стоит учеба и реален ли выход из положения с помощью кредита, узнал “МК”.

“…Как собак нерезаных!”

В прошлом году прием на “бюджет” сократился по сравнению с 2006-м на 165 тыс. человек и составил 568 тыс. человек. На этот год планы по бюджетникам еще меньше — 525 тыс. человек. Справедливости ради надо заметить, что “под нож” чиновники от образования пускают не все бюджетные места подряд. Платное образование насаждается в соответствии с предложениями по исправлению дефектов рынка труда. Ведь существующие сейчас перекосы давно ни для кого не секрет: по юридическим и экономическим специальностям в стране наблюдается трехкратное “перепроизводство”. Возмущением как раз по этому поводу свою премьерскую карьеру, кстати, заканчивал нынешний первый вице-премьер Виктор Зубков.

Стране нужны технологи (в том числе с приставкой “нано”), а абитуриенты по-прежнему массово штурмуют юрфаки и экономфаки, не гнушаясь даже непрофильными вузами. Не случайно сокращение бюджетных мест идет как раз за счет специальностей, неофициально зачисленных в разряд “лишних”. Начиная с 2004 года контрольные цифры приема по укрупненной специальности “Экономика и управление”, например, снизились на 25%. Примерно на 12% сокращение произошло по всем гуманитарным наукам в целом. Активно сокращаемые направления — архитектура, сфера обслуживания.

Физики, напротив, пользуются у чиновников гораздо большим почетом, чем лирики: на многие негуманитарные специальности “бюджетный прием” увеличивается.

СПРАВКА "МК"

На каких направлениях число бюджетных мест растет?

— Информационная безопасность

— Естественные науки

— Физико-математические науки

— Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

— Геодезия и землеустройство

— Автоматика и управление

— Авиационная и ракетно-космическая техника

Главное следствие перепроизводства “лишних людей” — сложившийся парадокс: слесари-сантехники стали в среднем зарабатывать больше, чем менеджеры с высшим образованием. Средний заработок квалифицированного рабочего в Москве доходит до 50 тысяч рублей, ведь у многих есть возможность совмещать сразу несколько работ.

Но… желающих быть простыми работягами немного: не помогло даже переименование ПТУ в колледжи. Такой расклад характерен не только для столицы, но и для всей страны: 70% открытых вакансий в России — это именно рабочие специальности. Но статистика неумолима: только 25% студентов получают среднеспециальное образование и целых 75% — высшее. А вот каковы потребности экономики: 80% людей со среднеспециальным образованием и 20% — с высшим. И эти 20% — это в основном те самые дефицитные физики.

“Не учись, студент!”

Престижные вузы страны держат оборону: бюджетные места в соответствии со стратегией чиновников сокращают в основном за счет вузов второго и третьего эшелона. Права обучать “ненужным” профессиям за госсчет в первую очередь лишают непрофильные вузы. Которые в ответ увеличивают количество платных мест для тех, кто, презрев потребности рынка, стремится обрести специальность, ассоциирующуюся с престижем и высокой зарплатой. И потому народная тропа на “ненужные” факультеты, несмотря на все старания чиновников, никак не зарастает. Вузы идут на сокращение бюджетных мест и по собственному почину: виной далеко не только коррупция, но и хроническое недофинансирование, которое в регионах достигает 50%. Вот и плодятся платные места: не залезать же институтам и университетам и иже с ними в долги?

Ошибку с выбором специальности бывшие студенты, как правило, осознают слишком поздно. Как следствие — нередко приходится браться за плохо оплачиваемую работу не по специальности. Дипломированные специалисты особенно часто пополняют армию секретарей. Кстати, на практике доказано, что большинство не нашедших “правильного” места под солнцем на рынке труда получали образование во второразрядных заведениях.

Проблема связана как раз с несусветным числом вузов в стране, 15—20% которых, по оценкам, фактически занимаются имитацией учебного процесса. В 1985 году в СССР насчитывалось 502 вуза. Сегодня только в России — 1,1 тыс. Мы — страна победившего высшего образования. Звучит, конечно, красиво. Но результаты плачевны: жесткий отбор абитуриентов, какой производился лет двадцать назад, сошел на нет. Параллельно снизилось и качество преподавательского состава. Лишь 15% дипломов гарантируют качественное образование — такую не внушающую оптимизма цифру как-то назвал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Ситуация усугубляется демографическим кризисом: высшее образование начинает получать поколение, рожденное в кризисные 90-е. Если в 2005-м школьные парты покинули 1,32 млн. ребят, то в этом году школы выпустят лишь 1,05 млн. человек. А на первых курсах бесчисленных российских высших учебных заведений — около 1 млн. мест! То есть поступить в вуз — за деньги или бесплатно — сможет практически каждый. В следующие два года абитуриентов точно не хватит: выпустится 930 тыс. и 808 тыс. человек соответственно.

Улучшить положение могло бы закрытие самых одиозных вузов, но их число не сокращается. Ненормальный спрос на “корочки” о высшем образовании так просто не истребить: население страны “победившей “вышки” готово платить за второразрядное образование. Ведь все знают, что качественное обучение в России стоит непомерно дорого: в Высшей школе экономики цена доходит до 6000 долларов за семестр, в МГИМО — до 5500, в МГУ — до 5000. Менее престижное образование сравнительно доступнее: в коммерческих учебных заведениях один семестр в среднем стоит 700 долларов. Это уже близко к уровню оплаты в Великобритании и Германии, где семестр стоит 900—1000 долларов (иностранцы, правда, платят существенно больше). А вот качество обучения несравнимо.

Ждать ли помощи от государства?

О том, как облегчить жизнь абитуриентам, у которых “мозги не повернуты” в сторону техники, власти, впрочем, думают. Зачастую, правда, громкими словами все и заканчивается. Например, вице-премьер Сергей Иванов в бытность еще министром обороны предложил ввести в стране отработку для студентов. То есть выпускник должен отработать пять лет на госпредприятиях и вернуть, таким образом, стране те деньги, которые она на него затратила. А мэр Москвы Юрий Лужков подкидывал другую идею: обучение студентов должны субсидировать предприятия, заинтересованные в кадрах. После завершения вуза выпускник поступает в распоряжение работодателей-спонсоров.

Власти, впрочем, на практике сориентировались на другое решение проблемы — помогать студентам при помощи образовательных кредитов. Об этом наверху в последние годы была сказана масса громких слов.

В Госдуму даже был внесен законопроект “Об образовательных кредитах”, который предполагал значительное упрощение процедуры получения кредита на высшее образование и минимальные проценты по этим кредитам.

Залог и поручители студенту-заемщику по задумке были бы не нужны: правительство должно предоставить банку гарантии по кредиту.

Но 22 мая этого года законопроект был отклонен. Депутаты, в частности, выразили опасение, что из-за резкого роста спроса на образовательные кредиты подорожает и само образование. И благая инициатива в итоге только навредит. Еще одно возражение: по низкооплачиваемым специальностям вообще никто не захочет обучаться. Ведь после окончания вуза с кредитором не расплатишься. А что будет, если студенты начнут массово уклоняться от погашения кредитов? Расплачиваться-то, согласно законопроекту, придется государству! Неспроста правительство дало отрицательное заключение по проекту с формулировкой: “Носит затратный характер”.

Льготы для избранных

В общем, объявленная “кредитная реформа” пока сводится к экспериментальной программе кредитования с ограниченным числом участников. Эксперимент по господдержке образовательных кредитов будет длиться еще три года — по окончании этого срока можно уже будет надеяться на принятый закон и льготы для всех студентов. Пока же они существуют только для избранных.

Что же представляют собой льготы от чиновников? Это возможность взять кредит на обучение на 16 лет со ставкой 10% годовых. Погашать его нужно будет начинать только после окончания вуза, плюс еще три месяца “на раскачку”. Взять деньги по программе можно на оплату как основного, так и дополнительного высшего образования. Возможно получение и так называемых сопутствующих кредитов на бытовые нужды (проживание, питание, учебные пособия). Это еще не все “подарки”: банки не смогут взимать с заемщика дополнительные платежи, а досрочное погашение задолженности не повлечет за собой штрафа. Если студент не смог расплатиться вовремя, государство гарантирует оплату 10% от суммы компании-поручителю (если таковая, конечно, имеется).

Экспериментировать за компанию с чиновниками сможет, конечно, не каждый студент: существуют ограничения. Для начала нужно будет узнать, участвует ли в этой программе вуз (а в программу все учебные заведения подряд отнюдь не записывали). Если вам повезло с вузом, нужно будет еще “попасть в квоту”. Всего в рамках эксперимента планируется выдать до 22,5 тыс. льготных кредитов, и они сурово расписаны по годам и видам займов. Ограничения есть и на выдаваемую сумму. На пятилетнее обучение это, как объявляли “экспериментаторы”, 25 тыс. долларов. А сопутствующий кредит не сможет превышать 5 тыс. “зеленых”. Конечно, первой суммы вряд ли хватит на оплату образования, а второй — “на жизнь”. На это, впрочем, есть традиционное возражение: “Лучше, чем ничего!”

Банк студенту не товарищ?

Образовательный кредит можно взять и без всяких экспериментов. Правда, в отсутствие внятной поддержки от государства предложить такой продукт решились лишь немногие банки. Ведь студент, по мнению банкиров, клиент рискованный. В случае невозврата кредита взять с него, как правило, будет почти нечего, а купленные знания изъять в уплату долга невозможно. Есть также шанс, что студента заберут в армию, а студентка уйдет в декрет.

Но и “смелые” банки зачастую выставляют учащимся весьма непривлекательные процентные ставки. В то время как в Америке и Европе образовательные кредиты дают под 5—6% годовых, у нас 10% годовых — уже достижение. Гораздо чаще предлагаются ссуды под 17—21%. При этом условия гораздо жестче, чем поставленные в рамках эксперимента. Если студент сам не зарабатывает, непременно нужны поручители (как правило, родители), которые должны иметь стабильный и немалый “белый” доход. Сроки образовательных кредитов в банках обычно колеблются от года до шести лет, и лишь немногие банки соглашаются одолжить лет на десять (здесь опять приходится завидовать западным студентам, которые имеют возможность расплачиваться чуть ли не всю жизнь).

Надо помнить, что выгодные предложения обязательно чреваты серьезными ограничениями или “дополнительными условиями”. Это, например, короткий список вузов, на обучение в которых банк согласится кредитовать. В него, что немаловажно, попадают самые дорогие учебные заведения. Еще значимее дополнительные комиссии, которые заметно удорожают ставку. Правда, с 1 июля уличить кредитора во взимании дополнительных денег должно стать легче: все банки по закону будут обязаны указывать в договорах размер эффективной ставки по кредиту с учетом всех комиссий и сборов.

Результаты опросов свидетельствуют, что взять в долг на обучение хотел бы каждый третий учащийся, не рассчитывающий поступить на бюджетное отделение. Но на практике вырисовывается совсем иная картина. По оценке банкиров, на сегодняшний день образовательные кредиты получило всего около 6 тысяч человек по всей стране. Платное образование в кредит, похоже, будет возможно только в одном случае: если власти откажутся от популярного клейма “затратный проект”.

СПРАВКА "МК"

Выгодно ли соглашаться на отсрочку платежей?

Посчитаем, сколько клиент переплатит с отсрочкой и без. Например, в кредит взяты $25 тыс. под 11% на шесть лет и с двухлетним льготным периодом (возможность отсрочить начало погашения). График платежей студента будет выглядеть следующим образом: в первый год студент выплачивает по $46 в месяц, второй — $92; третий — $385; четвертый — $545; в последние два года — $780. Общая сумма переплаты составит $6535. А вот как будут выглядеть платежи без льготного периода: в первый год обучения студент платит по $95 в месяц, во второй год — $200, третий — $330, четвертый — $490, в последние два года — по $720. В итоге переплата составит $5660. Таким образом, отказавшись от льготного периода, заемщик сокращает и размер ежемесячных платежей, и общую сумму переплаты.

Образование в цифрах

— По данным Росстата, в России 514 обучающихся в вузах на 10 тысяч жителей. В среднеспециальных учебных заведениях — 177 на 10 тысяч.

— Около 50% молодежи учится заочно.

— Если в западных странах в магистратуру идут 10—20% бакалавров (остальные отправляются работать), то у нас почти 75% бакалавров выбирают магистратуру или специалитет (5 лет).

— Порядка 90% работодателей в первую очередь требуют от кандидатов опыт работы, а уже потом интересуются дипломом.

— Только у 38% человек, согласно опросам, ускоряется карьерный рост после получения второго образования.

Правила образования в кредит

— Очередную порцию денег банк отправит в вуз, только получив подтверждение об успешной сдаче сессии студентом. Некоторые банкиры за хорошие оценки даже готовы снизить ставку.

— Кредит можно получить как для оплаты всего обучения, так и нескольких семестров.
— Если студента призвали на воинскую службу, банк должен дать отсрочку по погашению долга. Она же положена при уходе в академический отпуск (хотя проценты при этом будут капать).

— Если банкиры выяснят, что студент не посещает занятия, не сдает вовремя зачеты и экзамены, есть риск, что договор о кредитовании будет расторгнут досрочно. Справку об успеваемости банк может затребовать в учебном заведении, не предупреждая об этом клиента.