Контрактная армия споткнулась о коррупцию

На модерации Отложенный Министерство обороны обвинили в имитации выполнения государственной программы.

Сегодня в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция "Кому не нужна контрактная армия?", на которой был представлен доклад "Нарушения прав военнослужащих по призыву при зачислении на военную службу по контракту и при ее дальнейшем прохождении (2004-2007 гг.)"

В пресс-конференции участвовали автор-составитель доклада, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Людмила Вахнина, координатор общественной инициативы "Гражданин и армия" Сергей Кривенко и  руководитель лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода Виталий Цымбал.

Авторы доклада напомнили, что в 2007 году завершилась федеральная целевая программа (ФЦП) "Перевода ряда воинских частей и соединений на контрактный способ комплектования", стартовавшая в  2004 году. Программа была вполне выполнимой, считают авторы, но серьезные просчеты Генерального штаба ВС РФ в ее планировании и способах осуществления привели к крайне негативным результатам.

В частности, распространилась практика принуждения военнослужащих по призыву к подписанию контрактов; массовые масштабы приобрело вымогательство денег у военнослужащих по контракту со стороны старослужащих, офицеров, а иногда и преступных группировок гражданских лиц; не обеспечиваются предусмотренные законом социальные права военнослужащих по контракту; крайне затруднено расторжение контрактов и увольнение с военной службы в предусмотренных законом случаях.

В результате, утверждают независимые эксперты, та система комплектования, которая введена во многих воинских частях Министерства обороны, контрактной системой в истинном значении этого слова не является. Ведь контракт по определению может быть только добровольным. Он должен включать в себя обязательства обеих сторон, должна быть возможность расторжения его каждой из сторон при неисполнении обязательств другой стороной.

Программа предусматривала материальные стимулы, которые должны были создать привлекательность военной службы по контракту. И эти стимулы не обеспечены. В реальности зарплата контрактника ниже среднего уровня по стране. Более того, она не выплачивается полностью, а иногда не выплачивается совсем. Иными словами, в этом отношении солдат-контрактник зачастую не отличается от солдата-срочника.

Фактически вместо перевода на контрактную службу для значительной части военнослужащих происходит продление срока призыва до трех и более лет.

Правозащитники высказывают опасение, что с 2008 года солдат, призванных на один год, будут во время срочной службы в массовом порядке принуждать к подписанию контрактов.

Правозащитные организации России, занимающиеся защитой прав военнослужащих и членов их семей, с 2005 года стали фиксировать массовые нарушения при заключении контрактов и в ходе службы по контракту. Количество таких обращений за период выполнения ФЦП увеличилось в разы и исчислялось сотнями. На основе этой информации и подготовлен представленный сегодня доклад.

Участники пресс-конференции отметили, что, провалив выполнение программы, некоторые высокопоставленные военные заявляли, что сложившаяся ситуация свидетельствует о неприемлемости для России контрактной системы как таковой. Между тем, контрактная система комплектования вполне успешно введена в Пограничной службе ФСБ России, и это показывает принципиальную возможность ее введения в России.

Всплеск преступности в воинских частях, формируемых путем принуждения военнослужащих по призыву к подписанию контрактов, произошел вследствие резкого обострения пороков призывной системы. Насильственный способ комплектования Вооруженных сил как в призывном, так и в псевдоконтрактном варианте дает возможность вышестоящим должностным лицам использовать подневольное положение подчиненных в личных интересах.

Общество, еще несколько лет назад настороженно относившееся к новой для него идее контрактной службы в Вооруженных силах, постепенно склоняется к мнению, что именно такая армия нужна России. Перелом в общественном мнении, как зафиксировали опросы ВЦИОМа, произошел в 2006 году – после придания гласности шокирующей истории искалеченного сослуживцами солдата Андрея Сычева. Особенно велика поддержка добровольной армии среди молодежи в возрасте 18-24 лет. И только большинство граждан старшего возраста (особенно те, кому за 60) по-прежнему выступают за сохранение всеобщей воинской обязанности и службы по призыву.

Независимые эксперты отмечают, что главной помехой на пути отказа от призывного рабства является коррупция, распространенная в российской армии.