Нигде не заботятся о ветеранах, как у нас, и нигде они не живут так скверно
На модерации
Отложенный
Военные ветераны - лучшее поле, чтобы собирать цветочки народной любви. Это знали правители всех эпох и всех идеологий. Заботой о ветеранах тешили себя римские цезари. Ветеранами короли умножали дворянство. Далеко не всегда ветеранские раны исцелялись щедростью. Зато никогда не скупились на слова. И на единожды данное больше уже не посягали. Помню лишь один случай, когда ветеранскую льготу просто взяли и отменили. Это Н.С.Хрущев, начальник столь же невежественный, сколь и взбалмошный, лишил фронтовиков-орденоносцев какой-то мизерной доплаты за боевые награды, а заодно и права на бесплатный проезд в городском транспорте.
.В каком-то смысле Хрущева можно понять. В начале 50-х большинство мужиков донашивали фронтовые гимнастерки. Не из форсу – от бедности. Моему дядьке (орден Красной звезды и три медали) доплачивали в месяц рублей 60. Столько тогда стоила пачка самых дешевых папирос-«гвоздиков». Но по стране набралось, наверное, много миллиардов экономии. Правда, сколько именно, тогда не говорили. Тогда вообще все цифры были в секрете. Исключение делали только для процентов. Урожай показывали в процентах, выплавку стали, рост благосостояния.
Отъем орденских дядьку, помню, особо не огорчил, а вот трамваями он сокрушался. Ему ведь что было удобно: орден нацепил, и лезь в гущу, ни о чем не беспокоясь. Правда, потом контролеры начали еще орденские книжки спрашивать, много жулья развелось. Но книжечка была невелика, да и спрашивали не каждый раз. Короче, удобство было важнее денег.
С «Жигулями» так не получится. Новый подарок Путина вызовет волну бюрократических осложнений, лишь отчасти предсказуемых. В понедельник впервые созданный президиум правительства РФ собрался на свое первое совещание. Ветераны Отечественной войны стали первыми, кто попал под халявную раздачу 33 тысяч автомобилей.
Хотя марку автомобиля Путин не назвал, но все и так знают, что речь идет о модели «ВАЗ-2107». Раньше воинам-инвалидам полагалась мелкая «Ока», но её сняли с производства. С тех пор, как все губернаторы и мэры пересели на «Мерседесы», «семерка», самая дешевая из ныне выпускаемых машин, используется в качестве подарочного фонда для тех заслуженных просителей, за кого хлопотали советы ветеранов. Теперь автомобильное благо снизойдет и на прочих боевых товарищей.
Конечно, для такой радости должны были созреть условия. Первое и самое главное условие состоит в том, что из десятков миллионов фронтовиков в живых осталось столько, что для «полного обеспечения» достаточно 33 тысяч автомобилей. Второе условие: открытие нефти в Сибири и газа на Ямале. И третье: переход Путина на новую работу с сохранением прежних властных полномочий.
Что касается первого условия, то тут напрашиваются печальные уточнения. Еще накануне Дня победы президент ООО «Группа Автоваз» Б.Алешин сообщил о почетном заказе президента Путина: изготовить 13 тысяч автомобилей LADA 2107 для бесплатного вручения ветеранам Отечественной войны. На заседании президиума Путин говорил о 33 тысячах машин. Но в числе получателей предполагаются также участники «других боевых действий». Так что 13 тысяч бойцов Отечественной, младшему из которых ныне за 80 лет, - это все же цифра вполне достоверная.
Второе условие вызрело давно. Резкий рост цен на энергоносители привел к тому, что в руках у Путина накопились грандиозные состояния, с которыми ни как президент, ни как премьер кабинета, он управиться не в состоянии. Если бы каждому из уцелевших фронтовиков вручили по такому же «Мерседесу», на котором ездит сам Путин, бюджет этого просто не заметил бы.
И условие третье. Хотя президент «Автоваза» Б.Алешин и призывал коллектив с энтузиазмом откликнуться на «поручение Владимира Путина, а также вновь избранного президента России Дмитрия Медведева», автомобили ветеранам так и не были отправлены. Некто властный, скорее всего, все же В.Путин, решил перенести подарки с инаугурации президента на премьеру президиума при премьере. Ибо золотое правило пиара напрямую связано с яйцами. Именно: дорого яичко ко Христову дню.
Заботу проявили, по телику показали. Остались мелочи. В большинстве регионов ветеранские автомобили перепродавать запрещают – или в первые три года, или навсегда. Поэтому предусмотрена возможность денежного возмещения: вместо машины дадут 100 тысяч рублей. Но самая дешевая «семерка» стоит 160 тысяч. Дедушки с бабушками старенькие, но не глупенькие. Выбрасывать на ветер 60 тысяч рублей им не с руки. А садиться за руль жуткого изделия, которое справедливо считают самым надежным путем в рай, желает не каждый 85-летний водитель. Поставить на три года во дворе? Так уведут же. А не уведут, так сгниет. Значит, надо идти к барыгам. В итоге тысячи автомобилей попадут в криминальную сферу, откуда мы с вами еще не раз услышим душераздирающие вопли о помощи.
На том же заседании президиума решено, что «свыше 55 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны смогут до 1 мая 2010 года улучшить жилищные условия». К этой трогательной заботе я вообще боюсь прикасаться. Достаточно напомнить, что с победного мая до завершения парада новоселий пройдет 65 лет. Следовательно, не менее 65 лет 55 тысячи фронтовиков провели в «неулучшенном» жилье или вообще без оного. Уточню: не всех фронтовиков, но смевших дожить до наших дней. И второе: если у человека, на самом склоне его лет, будут безукоризненно оформлены все до единой бумажки, но сам он посмеет отойти в мир иной за день до вручения ордера, то никакого новоселье придется отложить до следующей жизни. Конечно, если там его не встретит сам В.Путин или уполномоченное им лицо.
Так много славных пожилых людей в эти дни вполне довольно обещаниями квартир и автомобилей, что всплеск их негодования против автора этих строк вполне естествен. Уж не хотел бы автор лишить старых воинов и того, и другого? Уж не себе ли хотел бы он перераспределить наши «Жигули» и квадратные метры»?
Позвольте напомнить, милые воины, то, что вы знаете и без меня. Не было года, чтобы партия и правительство не принимали мер ради ветеранов, в защиту ветеранов, в облагодетельствование ветеранов. В итоге уцелевшая горстка ветеранов Отечественной получает по 9-12 тысяч рублей. Это вдвое больше пенсии заслуженного врача, но, в сущности, – жалкие гроши. Не хочу сравнивать материальное положение наших старых воинов с их ровесниками в Америке, Англии, Финляндии. Если бы тем пытались всучить самоубийственные «семерки», они бы сочли это насмешкой. Если бы их соблазняли «улучшением условий», они, вместе с признательными потомками, добились бы отставки правительства.
Ветеранам не нужны подачки, если у них есть права. Суть отечественной системы состоит в том, что четкие права на достойную жизнь (размер пенсий, их индексация, доступ к образованию, лечению и отдыху для ветерана и членов его семьи) – все это не зависит от благосклонности вождей и начальников. Их права защищает не покровитель, а суд. Этот суд не позволил бы превращать обеспечение ветеранов войны в шубу с царского плеча. Тем более, если шуба дается не сразу, не целиком, а в год по волосинке.
Владимир Надеин
Комментарии