Ксения Собчак дебютировала в роли художницы

На модерации Отложенный В галерее "Победа" на Винзаводе открылась выставка Ксении Собчак и Андрея Бартенева "История одной сороконожки", для которой госпожа Собчак предоставила 450 пар своей личной обуви на общую стоимость, если верить пресс-релизу, более $500 тыс. Дебют госпожи Собчак в качестве современной художницы наблюдала ИРИНА Ъ-КУЛИК.

В том, что "Победа", специализирующаяся в основном на современной фотографии, решила предоставить свою площадку телеведущей Ксении Собчак, можно увидеть занятный симптом того, что художественные галереи решили вступить в конкуренцию с массмедиа в том, что касается освещения гламурной жизни, наряду с желтой прессой, специализирующейся на светских сплетнях, и у нас вскоре появится современное искусство того же колера. Впрочем, в качестве алиби устроители выставки всегда могут сослаться на классиков и звезд современного искусства — если не на Энди Уорхола с его культом celebrity`s, то хотя бы на Дэвида Лашапеля, со смаком снимавшего американский аналог госпожи Собчак — Пэрис Хилтон. Хотя, конечно, ситуация, в которой сам объект исследования выступает еще и соавтором проекта, остается в общем беспрецедентной. Да и соавтор госпожи Собчак, известный художник и тусовщик Андрей Бартенев, и сам слишком погружен в светскую жизнь, чтобы выступать ее объективным исследователем и аналитиком.

Можно подумать, что, выставляя на всеобщее обозрение почти полтысячи пар своей обуви, Ксения Собчак решила потягаться с героиней "Секса в большом городе". После этого сериала, ставшего своего рода самоучителем гламурной жизни, любая дама, претендующая на статус светской львицы и иконы стиля, просто обязана одержимо скупать всевозможные туфли. Предполагается, что в любой женщине есть что-то если не от Золушки, то хотя бы от ее сестриц, готовых отрубить себе пальцы, только бы влезть в вожделенные башмачки.
А фрейдисты вообще склонны видеть в обуви символ женских половых органов. Не чужд этот популярный фетишизм и современному искусству: можно вспомнить хоть того же Уорхола, рисовавшего эскизы вполне сказочной обуви для различных звезд, хоть замечательную фотографию Андреаса Гурски — бесконечные витрины с обувью, уже не нуждающейся в человеческих ногах.

Впрочем, заваленная разнообразной бэушной обувью "Победа" похожа не столько на стерильно дизайнерский бутик, сколько на примодненный секонд-хенд, и даже пахнет так же. Этому впечатлению ничуть не мешают и инсталляционно-дизайнерские усилия Андрея Бартенева, разложившего фирменную обувку на витринах из валенок, расписавшего стены граффити, а посреди зала поставившего сороконожку-кентавра с головой и бюстом госпожи Собчак и туловищем из розового синтетического меха, из которого растут ноги, одетые в самые эффектные "шузы". В настоящем магазине это сооружение оказалось бы отличной банкеткой для примерки обуви.

В представленном обувном развале очень трудно угадать какой-то единый личный вкус: тут есть шпильки и унты, босоножки со стразами и кроссовки, ботфорты и бабуши, пластмассовые пляжные шлепанцы и балетки и даже ботинки для сноуборда вместе с доской, на которые указывает табличка с надписью "В Куршевель!". Впрочем, госпожа Собчак все же внесла в экспозицию нечто более личное, чем сама обувь. Особенно памятные экземпляры снабжены комментариями, повествующими, например, о том, что вот эти каблуки Ксюша Собчак намеревалась надеть на школьную вечеринку, дабы покорить одноклассника, и в носки слишком больших маминых туфель пришлось подкладывать комочки ваты. Кэрри Брэдшоу из "Секса" в этом ни за что бы не созналась.