Академики идут в Роснанотех

На модерации Отложенный В ГК «Роснанотех» поступило 448 проектов из 62 городов. Их общая стоимость более 130 млрд рублей. Ученые и инженеры в области нанотехнологий имеют шансы получить финансирование своих разработок, если примут участие в проектах, которые через 5 лет после начала реализации будут приносить не меньше 250 млн рублей прибыли. Очевидно, что научный мир и бизнес в этом вопросе друг без друга не обойдутся.

В стране накоплена обширная научная база по нанотехнологиям. Однако ученые признают, что вряд ли смогут самостоятельно находить деньги для своих проектов. Извлекать прибыль из своих разработок они так и не научились.
Во время второго Всероссийского совещания ученых, инженеров и производителей в области нанотехнологий ученые и представители ГК «Российская корпорация нанотехнологий» («Роснанотех») обобщали российский опыт в этой области и искали пути сотрудничества.

Перед проведением второго Всероссийского совещания ученых, инженеров и производителей в области нанотехнологий состоялось совместное заседание ГК «Роснанотех» и Бюро комиссии по нанотехнологиям РАН. Председатель Бюро вице-президент РАН Жорес Алферов представил программу Академии «Нанотехнологии» и привел примеры отечественных исследований, результаты которых нашли и коммерческое применение.

Тогда была достигнута договоренность о взаимодействии корпорации и профильной комиссии РАН об отборе перспективных для финансирования проектов, возникающих в итоге исследовательских работ.

Эта идея получила продолжение во Всероссийском совещании. Представители научного сообщества прочитали около двух десятков докладов, из которых видно, что работа с наночастицами, получение новых органических и гибридных материалов, различных типов сплавов и материалов ведется российской наукой уже, по крайней мере, полвека. К примеру, академик Моисеев показал, как были получены новые типы сплавов с размерами частиц в десять раз меньше, чем стандартные наночастицы.

Однако, как заметил глава научного совета по керамическим и другим неметаллическим материалам РАН Владимир Шевченко, сегодня значение слова «нанотехнология» принципиально изменилось по сравнению с тем, что имели в виду его первые авторы Танигучи или Дрекслер.
«Сейчас это бренд, которым обозначают комплекс высоких технологий в различных областях науки и производства, имея в виду уменьшение размеров элементов структуры материала и изделия или прибора», - сказал он.


Но бурное развитие нанотехнологий нельзя связать ни с каким крупным естественнонаучным открытием, констатировал академик. При этом в этой области в России занято, судя по количеству проектов и предложений, несколько десятков тыс. человек и более ста организаций, а концентрации усилий ученых нет.

«Большинство специалистов, занятых в отрасли нанотехнологий, не профессионалы. Они просто стремятся попасть «в струю», а без глубокой научной основы нельзя ждать серьезных результатов», - заявил Шевченко.

В то же время до 2015 года Россия должна произвести продукции с применением нанотехнологий на сумму до 4,2 трлн долларов, то есть 3-4% мирового объема. А в 2015 году на сумму до 2,5 трлн долларов. Для сравнения, в настоящее время США выпускают 30% такой продукции, Япония – 20%.

Однако и было бы значительным прорывом. Сейчас на долю России приходится 0,07% объема нанопродукции в мире. И чтобы выполнить поставленную задачу, требуется вложить 800 млрд долларов в основные средства и новое производство.

В распоряжении Роснанотеха есть 130 млрд долларов. Остальные планируется привлечь за счет привлечения бизнеса и финансовых институтов.

Заместитель генерального директора ГК «Роснанотех» Андрей Малышев отметил, что на сегодняшний момент поступило 448 предложений из 62 городов. Общая стоимость поданных на обсуждение проектов - более 130 млрд рублей. Суммы варьируются от 1 млн до 50 млрд рублей.
Как пояснил Малышев, Роснанотех поддерживает исследования, которые нужны для реализации проектов, близких к стадии готовой продукции и объем годовой выручки которых через 5 лет составит не менее 250 млн рублей.

Но приоритет отдается проектам, которые точно завершатся внедрением разработок нанотехнологий в производство или расширением производства продукции наноиндустрии, по сравнению с проектами, ограниченными только выполнением НИР или ОКР.

Пока же, отметил он, многие проекты не имеют даже четкого бизнес-плана. Касается это и представителей науки.

Но, по логике, не дело ученого думать, что можно произвести с помощью сделанного им открытия. Но зато он может предоставить исходные материалы, которые опытный предприниматель применит в производстве.

Известно, что многие проекты, которые соискатели представляют в Ронанотех, не имею отношения непосредственно к наноиндустрии. Судя по всему, именно на связь науки и бизнеса должны быть направлены усилия.