Кадры-2008: нефтетрейдеры протоптали тропинку в президентскую администрацию?
На модерации
Отложенный
Распределение сфер влияния в новом российском правительстве, президентской администрации и силовом блоке показывает, что никто не забыт. Нефтетрейдеры и выходцы из «Газпрома», друзья президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина и даже представители все еще влиятельной семьи Бориса Ельцина имеют возможности лоббировать свои интересы. Господствующие высоты у силовиков, скорее всего, займут люди нового президента Дмитрия Медведева. Но в качестве противовеса не исключено появление еще двух госструктур: обновленного Следственного комитета, который объединит не только прокурорское, но и милицейское следствие, а также Антикоррупционного комитета, подконтрольного премьеру Владимиру Путину.
Портреты нового руководителя президентской администрации Сергея Нарышкина появились в некоторых кремлевских кабинетах еще в прошлом году, когда он был скромным вице-премьером. Вице-премьер Нарышкин председательствовал в совете директоров Первого канала, был зампредом совета директоров Роснефти и членом совета директоров госкомпании «Совкомфлот», специализирующейся на морской транспортировке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. В прошлом Нарышкин не только коллега Путина по работе в питерской мэрии, но и разведчик: окончил Краснознаменный институт КГБ, а затем до 1992 года работал в Бельгии «под крышей» советского Госкомитета по науке и технике.
Наши эксперты из числа бывших сотрудников госбезопасности предполагают, что Нарышкин хорошо знаком с другим разведчиком — Вячеславом Ровнейко, который трудился в Бельгии в тот же период. Ровнейко впоследствии стал одним из учредителей структур совместного российско-британского предприятия «Юралс» («Юралс-Кемикалз», «Ю-Тра», «Юралс Ойл»), которые оперировали нефтепродуктами «Киришинефтеоргсинтеза», расположенного в Ленинградской области. Известный нефтетрейдер и друг Владимира Путина Геннадий Тимченко, чья группа Gunvor сейчас является основным трейдером «Роснефти», входил в руководство финского филиала «Юралса» — IPP (International Petroleum Products). Впоследствии «IPP» перешло под крыло компании «КИНЭКС», совладельцем которой был Тимченко.
В настоящее время Вячеслав Ровнейко вместе с бывшим зятем Бориса Ельцина Леонидом Дьяченко владеют британским нефтегазовым холдингом Urals Energy («Юралз Энерджи»). Холдингу принадлежат российские компании, имеющие лицензии на разработку Ботуобинского и Дулисьминского нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири.
Если Сергей Нарышкин связан с нефтетрейдерами из числа бывших разведчиков, хорошо знающих не только Путина, но и представителей ельцинской семьи, это означает, что глава президентской администрации способен обеспечить равновесие интересов этих групп.
Справка «Новой»
Соучредителями предприятий «Юралса» (например, «Юралс-Кемикалс») выступили первый нефтетрейдер Андрей Панников (бывший сотрудник советской разведки в Швеции), Георгий Рамзайцев (совладелец британской Urals Energy), Айвар Лембергс (бывший мэр латвийского Вентспилса, один из ключевых игроков в истории крупнейшего на Балтике терминала по перевалке нефти и нефтепродуктов Ventspils Nafta), Артемий Осипьян (бывший глава московского представительства британской компании «Солвалюб», впоследствии поработал вице-президентом «Сибура») и Борис Титов (член Общественной палаты РФ, исполнительный директор группы компаний «Солвалюб», торгующей нефтью, нефтепродуктами и газом, а также химической продукцией в Европе).
Вячеслав Ровнейко с 1995 по 1999 год был гендиректором «Новой компании ЮРАЛС», затем до 2002-го — первым вице-президентом «Коми нефтяная компания-Юралс», с 2001-го по 2003-й — председателем совета директоров «Тэбукнефть», а затем гендиректором «Межрегионального топливного союза».
Бывший консультант российского правительства на условиях анонимности сообщил «Новой», что знакомство Леонида Дьяченко с партнерами нефтетрейдера Андрея Панникова состоялось в 90-е годы в рамках российской правительственной программы нефть в обмен на детское питание, которая обеспечивала льготное налогообложение. Примерно в тот же период в США в рамках дела «Бэнк оф Нью-Йорк» началось расследование относительно ряда компаний с названиями Belka и Strelka (с юридическими адресами в Нью-Йорке), а также East Coast petroleum. Эти компании торговали российской нефтью и перечисляли деньги, в частности, на счета Дьяченко. Сообщалось, что к схемам имел отношение также знаменитый трейдер «Сибнефти» — «Руником» Романа Абрамовича. Однако напомним, что дело «Бэнк оф Нью-Йорк» завершилось мировым соглашением банка с американской прокуратурой, ни одного представителя российской элиты не признали виновным. В России серьезное расследование не состоялось.
Назначенный министром энергетики бывший президент «Атомстройэкспорта» Сергей Шматко в середине девяностых был директором немецкой консультационной фирмы RFI GmbH. Она сотрудничала с Российским фондом федерального имущества (РФФИ) в деле привлечения инвестиций. «Новая» выяснила, что в создании фирмы участвовал немецкий адвокат Александр де Фариа (юридическая фирма De Faria & Partner) — специалист в области недвижимости, брокерского законодательства и инвестиций. Мы связались с господином де Фариа, и он сообщил, что Сергей Шматко познакомился с ним, когда учился на экономическом факультете университета Марбурга. В то время адвокат председательствовал в Ассоциации по развитию германо-советского экономического сотрудничества.
Де Фариа характеризует Шматко исключительно позитивно и отмечает его способность к стратегическому мышлению.
После появления RFI GmbH, которая действует до сих пор, Александр де Фариа стал представителем РФФИ в Европе и, в частности, в Германии, по вопросам приватизации и привлечения инвестиций в Россию. Александр де Фариа также является председателем «Ист-Вест девелопмент групп» (East-West Development Group) — голландской ассоциации, которая развивает проекты в России, Украине и других странах Восточной Европы.
В начале девяностых де Фариа владел половиной московской фирмы «Интерюраудит де Фариа и Тихонова», исполнительным директором которой в 1992—1994 годах являлся бывший сотрудник КГБ Константин Чуйченко — впоследствии член правления «Газпрома», начальник его юридического департамента, а также исполнительный директор российско-украинского газового посредника «Росукрэнерго».
Сообщалось, что Чуйченко со студенческих лет дружен с нынешним президентом Дмитрием Медведевым, а также с зампредседателя правления Газпромбанка Ильей Елисеевым. В администрации Медведева Чуйченко назначен начальником контрольного управления президента.
Господин де Фариа подтвердил «Новой», что хорошо знает Чуйченко и Шматко и рад, что эти двое так продвинулись по карьерной лестнице. Константин Чуйченко также не отрицал, что знает Александра де Фариа. Связаться с Сергеем Шматко не удалось.
Справка «Новой»
Двоюродный брат Александра де Фариа, Димитри де Фариа, является швейцарским представителем голландской «Ист-Вест девелопмент групп», а с 2005 года входит в совет директоров двух швейцарских компаний «Транзит» (Transit SA) и «Транзит Холдинг» (Transit Holding SA). До 2001 года эти компании назывались «Синтез» и «Синтез Холдинг». К ним имел отношение российский бизнесмен Александр Жуков, который контролирует фонд «Гленгари» (Glengary Overseas Limited), зарегистрированный на Британских Виргинских островах. На 2006 год фонд владел 25,88% британской нефтегазовой компании «Джей Кей Экс Ойл энд Гэз» (JKX Oil&Gas»), имеющей проекты в России, Украине, Грузии, Турции, Болгарии, Италии и США. Совладельцем компании была кипрская структура (Benam Holdings Limited) предпринимателя Дмитрия Фирташа, который контролирует 45% «Росукрэнерго». Димитри де Фариа сообщил «Новой», что ничего не знает о Жукове (подробнее об Александре Жукове и российской многопрофильной группе «Синтез» — «Новая газета» № 63 за 2006 год).
Задолго до назначения Александра Бортникова директором ФСБ наши источники сообщали о том, что он является человеком Дмитрия Медведева и проводит с ним частые встречи, минуя своего непосредственного руководителя, теперь уже бывшего главного чекиста Николая Патрушева («Новая газета» № 30—31 за 2007 год).
Бывший начальник УФСБ по Санкт-Петербургу и области Александр Бортников переместился в центральный аппарат ФСБ в 2004 году. До недавнего времени он был начальником Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ. В кулуарах Лубянки вспоминают, что в процессе застолья Бортников однажды как будто произнес многозначительную фразу: «Нам чужого не надо, но и свое мы не отдадим, кому бы оно ни принадлежало».
Громкие контрабандные уголовные дела (вначале дело «Трех китов» о контрабанде мебели, а затем дело о контрабанде китайских товаров в адрес воинской части, обслуживающей хозуправление ФСБ) ударили не только по людям Николая Патрушева, которого ассоциируют с тогдашним замглавы президентской администрации Игорем Сечиным (напомним, ФСБ покинули два зама директора: Владимир Анисимов и Сергей Шишин). Увольнения затронули и непосредственных подчиненных Бортникова (в отставку ушел его зам Сергей Фоменко).
После докладов главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова Владимиру Путину о контрабандных каналах Путин вызвал Александра Бортникова и устроил разнос. Но в декабре 2006-го начальнику СЭБ присвоили звание генерала армии. А доклады Черкесова закончились тем, что он посягнул на интересы сразу двух разных группировок в ФСБ и получил асимметричный ответ: уголовное дело генерала Бульбова — начальника департамента оперативного обеспечения Госнаркоконтроля, который осуществлял оперативное сопровождение упомянутых контрабандных расследований.
Если сын Николая Патрушева, Андрей, стал советником Игоря Сечина в «Роснефти», то 33-летний сын Александра Бортникова, — Денис, сделал стремительную карьеру в подконтрольном государству Внешторгбанке (ВТБ). С 20 ноября 2007-го он — зампред правления «ВТБ Северо-Запад».
Денис Бортников окончил питерский университет экономики и финансов, с 1996 по 2004-й работал в Промышленно-строительном банке (бывшие владельцы Владимир Коган и Давид Трактовенко, после присоединения к группе ВТБ банк называется «ВТБ Северо-Запад»), с 2004-го — советник управляющего филиалом «Северо-Западный» Гута-банка. С 2005 года Бортников — зам управляющего «Внешторгбанк розничные услуги», с 2006-го — зам управляющего филиалом ВТБ в Санкт-Петербурге. Денис Бортников не прокомментировал ситуацию.
Промстройбанк известен не только тем, что там находился счет Владимира Путина. С 1995 по 1996 год начальником отдела внешних инвестиций банка трудился нынешний глава президентской администрации Сергей Нарышкин. А в настоящее время в наблюдательный совет «ВТБ Северо-Запад» входит старший вице-президент ВТБ Тамара Степашина — супруга председателя Счетной палаты Сергея Степашина. Степашин, помимо прочего, возглавляет Ассоциацию юристов России, которую называли «предвыборным штабом» Дмитрия Медведева.
Эксперты полагают, что с возвышением Бортникова громкие уголовные дела о контрабанде могут изменить направление таким образом, чтобы способствовать вытеснению из ФСБ людей Николая Патрушева. Эта волна может распространиться и на Следственный комитет при Генпрокуратуре, подверженный экспансии со стороны ФСБ. Начальник Следственного комитета Александр Бастрыкин сейчас находится в отпуске, что удивительно, поскольку время кадровых перемен — не самое лучшее для отдыха. Не исключено, что прокурорский Следственный комитет может быть обновлен за счет присоединения к нему милицейского Следственного комитета, возглавляемого однокурсником Путина — Алексеем Аничкиным, что безусловно приведет к очередному этапу борьбы и перестановкам.
Впрочем, не исключено, что люди Дмитрия Медведева на господствующих высотах в силовом блоке будут уравновешены появлением новой госструктуры по борьбе с коррупцией. Создание такой организации позволяет законопроект о противодействии коррупции, подготовленный в прошлом году рабочей группой под руководством помощника президента Виктора Иванова. Предположительно в антикоррупционную структуру будут стекаться не только отчеты чиновников о своем имуществе, но и отчеты об имуществе членов их семей (как этого требует европейская практика). По проекту структура будет подотчетна председателю правительства, то есть Владимиру Путину, что предоставит ему довольно мощный дополнительный ресурс. Если организация появится на базе Совета безопасности, можно предположить, что давний знакомый Владимира Путина Николай Патрушев не останется в стороне.
Комментарии