Роскошь публичного лица есть вызов стране?
На модерации
Отложенный
Путин обожает дорогие часы. Я в этом ничего не понимаю, а потому полагаюсь на свидетельства наблюдательных знатоков. Они утверждают, что на запястье Путина в разное время видели хронометры огромной стоимости. Вроде бы, в Китае телекамера запечатлела его с часами Breguet Marine на каучуковом ремешке, стоимостью под 15 тысяч долларов. Известен снимок: Путин указывает новый путь нефтепроводу вокруг озера Байкал. На руке указующей - часы Patek Philippe Petrial за 60 тысяч долларов. Их сменили часы марки Calavatra в желтом золоте за 20 тысяч долларов. В Мюнхене, когда президент критиковал американских милитаристов, на руке его сверкали скромные часы Blankpain Ltman Chrono Flyback в стальном корпусе. Цена скромности – не менее 15 тысяч долларов. Есть и другие свидетельства необычной страсти, но они более сенсационны, а потому менее достоверны.
Даже если первый наш чиновник живет на одну зарплату, подобная забава ему по карману. Хотя Россия, с какого боку ни глянь, страна нищая, но зарплата у наших первых больно хороша. Оно неудивительно: сами назначают – сами получают. Роль общественного мнения в определении легальных доходов высшего чиновничества и депутатского корпуса не просто ничтожна. Она равна нулю. И доказывается эта печальная истина предельно просто. С помощью тех же часов.
Мне хочется, чтобы мысль моя была понята читателем без посторонних вкраплений: мол, откуда дровишки, где 40 миллиардов и т.п. Я говорю только о роли общественного мнения. Пример для наглядности я возьму, увы, из жизни США. У нас, сколько ни рылся в памяти, ничего подобного не нашел. Я, конечно, помню про железную койку Николая Первого или стоптанные валенки Сталина. Но там действовали другие самоограничители, никак не связанные с общественным мнением. Впрочем, если читатели подскажут прецеденты, буду премного благодарен.
А пока – июнь 1993 года. Сначала в «Лос-Анджелес Таймс», а затем по всем страницам и каналам смерчем пронеслась новость. Свежеизбранный президент США Билл Клинтон, под конец своего делового пребывания в Калифорнии, отправился к знаменитому стилисту Кристофу и сделал себе прическу за 200 долларов. Все это время ожидавший Клинтона самолет Air Force #1 зря гудел турбинами у взлетной полосы, а коммерческое движение в аэропорту, из-за усиленной президентской охраны, замерло. (Последнее утверждение оказалась репортерской фантазией, но клеймить гриппозные носы Клинтон не посмел).
Американский президент был в те годы молодым мужиком с неуёмным интересом к прекрасному полу. И двести долларов он вынул, конечно же, из своего кармана. И горючее, которое жег самолет, стоило тогда гроши. Но что тут началось! Какие письма пошли в газеты! Как изгалялись по ящикам счастливые юмористы! Газеты опросили тысячи самых знаменитых и богатых американцев.
Для меня их ответы были самым интересным в этой истории. Оказалось, что девять из десяти американских миллиардеров, 98 из 100 политиков национального масштаба стригутся «в парикмахерской напротив» за обычные 10-12 долларов и 3 доллара на чай.
Кончилось тем, что президент Клинтон принес стране публичные извинения и пообещал сделать выводы. И сделал. Выступая вскоре в конгрессе СШа с ежегодным посланием о положении страны, он, упоминая о каком-то неприемлемом законопроекте, сказал: «И вот этой ручкой я наложу вето!». Ручка, которую он показал конгрессу, была пластмассовым ширпотребом по 30 центов за штуку.
Как вы полагаете, сколько наших губернаторов и министров в пылу дискуссий достали бы 10-рублевый «шарик» из своих заморских штанин? Полагаю – ни один. Отличие наших деятелей от американского президента состоит не в особой татаро-монгольской аморальности. Просто их Клинтоны гнева общественного мнения боятся очень, а наши Путины – ничуть.
Но тут есть еще одна важная сторона проблемы. А право ли общественное мнение, навязывая публичным лицам особое отношение к роскоши, к драгоценностям, к красивой жизни? Общий ответ напрашивается сам собою: общественность всегда права, глас народа – глас Божий. Но справедливо ли это, оправданно ли? Разве хуже становится первое лицо только оттого, что в кармане его невидимо сверкает золотая авторучка, запястье охватывает бесполезная ценность равная трем годовым доходам ветерана–фронтовика, а жена усыпана бриллиантами, как новогодняя елка?
О, нет, не хуже. Оно просто никуда не годится. Такой президент, такие премьеры и губернаторы подлежат политической отбраковке. Совесть, исцарапанная страстью к роскоши, быстро и неумолимо исходит ржавчиной. Не может начальник ценить в подчиненном ум и честь, если в механизме ему лейбл важнее точности. Не нужна миллисекундная безупречность тому, кого часами ждут не только просители, но и партийные форумы.
Газета «Ведомости»: «Если исходить из того, что в 2007 г. средний доход составил в России 12 500 руб., бедными можно считать 42,2 млн наших сограждан, или 29,7% населения страны. Во Франции и Германии по той же методике в бедности живут соответственно 5,7 проц. и 6,8 проц. населения». Я не видел на канцлере Меркель ни одной золотой побрякушки. И французский президент Саркози, каким бы плейбоем его ни изображали, в коллекционировании предметов роскоши не заметен.
Интересно, какой шедевр часового искусства надо подарить нашему национальному лидеру, чтобы он, наконец, дал порулить кому-нибудь с более умеренными запросами? И кто он, этот скромняга? Выложите ваши часы, господа.
Владимир НАДЕИН, журналист
Комментарии
Люди воспитываются во младенчестве в двух разных системах: жить и выживать.
Деревенская жизнь с ее рутиннным и тяжким прежде всего от своей монотонности трудом, особенно в условиях рискового земледелия - выживание, поскольку никто не знает, каков будет урожай, какова будет погода: или всепожирающая засуха или дожди все зальют. Поэтому главнейшим принципом в селе является: взять сегодня то, что возможно, завтра может не наступить. А потому и о последствиях, особенно отдаленных, там думают в свободное от забот и работ время, которого нет, по определению.
Система не жизни, а выживания диктует свои психологические, экономические и прочие формы поведения и отношения к себе и окружающим. Сформирована своя культура, свои, редко бывающие адекватными, представления о жизни, в т.ч. и о сытой и благополучной. Отсюда крикливость, т.е. безвкусица (на взгляд тех, кто воспитывался в системе \"жить\"), отсюда все, в т.ч. и котеджи, и площади под них, неуемных размеров, и прочая, и прочая, и прочая, в т.ч. и часы, которые здесь выполняют функцию не хроном...
К сожалению у нас таких правителей - много, из народа-то, а вот у англичан королева одна. И шляпка ее, и то, как она надета, всегда будут королевскими и по-королевски. А часами да малиновыми пиНжаками у нас разве кого удивишь?!
А прервав связь поколений, нарушив традиции, т.е. похерив вековой опыт поколений, на чем только и могут строиться несущие благо реформы, общество не имеет перспективы, а потому и будущего.
Люди, они такие, какие есть, достойна сожаления страна, население которой выбирает себе таких начальниов.
Но что делать! Другого народа у нас нет.
И если кто думает, что чаша сия минует его, то остается пожелать: \"Упаси его Боже, неразумного\". Потому что глупость – она не только надолго, но она и весьма опасна.
Ну, это же очевидно. Москва - засилье провинциалов, подавивших кругом все и вся. Они ведь, как я уже говорил выше, выросли в среде \"выживания\", т.е. в экстремальных условиях, где не до жиру, быть бы живу, т.е. не до бонтона. Они менее чувствительны, а потому и более жизнестойки (в примитивных условиях существования, куда пытаются затянуть и остальных, в свое ощущение счастья, которое сродни счастью от жизни инфузории-туфельки). Моральные принципы, без которых не могут обойтись в системе \"жить\", для них - телячьи нежности, потеря времени. Для них человеческие: \"Вася\", \"Володя\", \"Петенька\", гораздо отдаленнее, чем: \"Васька\", \"Петька\", Машка\". Для них общечеловеческая конкуренция не стимул для собственного роста, а повод унизить, \"опустить\" других ниже себя и тем самым возвыситься. Ну, как у первобытных людей - съесть конкурента.
Нет, они не против умников в шляпах и очках, но лишь под собой, ибо лишь оне способны определять генеральные линии и определять стратегии. Они даже вместо авосек стали носить портфели (ударение на последнем слоге).
В общем, вывести новую собачью породу или новый сорт культуры требуется селекц...
Когда экономика рушится из-за того, что кругом одни враги и заговоры, то для поддержки штанов Государству приходится привлекать народ к бесплатному, а потому и дешевому труду и террору против собственного народа, других выходов нет. Сталин ведь не был же каннибалом, просто Великий Ленин не оставил ему других возможностей, и лишь веление времени привело человека именно с такими личными параметрами на трон вождя всех народов.
Я пытался показать, что, если гипотетически предположить, что в Москве сосредоточены самые самые образованные, предприимчивые и прочая россияне (из-за относительной доступности очагов культуры, образования, науки, производства, технологий и т.д.), и практически все они голосуют за тех, кто ныне во власти, т.е. за тех, кто меньше всего, как я это вижу, обеспокоен обеспечением нормальной жизни для людей, кто не создает для них стимулов и условий нормального и производительного труда (читай Б.Слуцкого \"Что почем\") и, как следствие, достойной жизни, показывая им, что воровство и лихоимство и есть самый эффективный способ достижения благ, то этот народ слеп, и с ним ничего путного не построишь. Но другого народа у нас нет, как сказал уже упоминаемый классик, а потому надейся и жди. И жалей, что в эту пору прекрасную жить не придется ни мне, ни тебе.
Т....
Но, тут уже дело в мироощущении человека. Я, к примеру, очень рад, что мне довелось жить именно в мое время. оно интересное. Мне интересно в нем жить.
Однако, если быть объективным, то напомню про инфузорию с ее счастьем. Что мы знали окромя работы?! Я за свои 64 года всего раз или 2 был в ресторанах, да и то чувствовал себя там довольно некомфортно, если не ущербно. Я нигде не был, раньше не выпускали, а теперь денег нет. Что это означает? Только то, что меня всю жизнь обкрадывали. И никто иной, как Государство.
И вот то Государство кануло в лету, пришли новые люди, просвещенные, энергичные, альтруисты, по существу, что бы о них ни говорило маргинальное быдло. И было ради чего потерпеть, и даже еще что-то, быть может, потерять, но уже в уменьшающихся темпах и объемах, по инерции.
Так нет, им мало что дали сделать, а позже вообще перекрыли им кислород. И что я должен чувствовать, видя, что нам задан вектор развития вспять (каков каламбур, при цитировании ссылка обязательна), что опять мы окружены порожденными нами же врагами, на которых удобно списывать свою ущербность. Что, если ...
Я имею ввиду Гайдара, Чубайса, Ясина, Нечаева, Козырева и иже с ними.
Понимаю.
1. \"Смеяться, право, не грешно, тогда, как кажется смешно.\"
2. \"Смех без причины - признак дурачины.\"
Ну, а потом, искать черную кошку (шутку юмора) в темной комнате, особенно тогда, когда ее там нет, дело пустое.