В России хотят ввести уголовную ответственность за подделку лекарств
На модерации
Отложенный
Бороться с контрафактными пилюлями в России пытаются давно и разными способами. То требуют ввести обязательную маркировку медпрепаратов, то призывают запретить продажу лекарств без использования технологий защиты от подделок, то хотят лишать лицензий аптеки, где встретится фальсификат… А на днях Росздравнадзор предложил ввести уголовную ответственность не только за производство, но и за реализацию лекарственной “липы”.
Сегодня бороться с фальшивыми лекарствами не сложно, а очень сложно. Да, ответственность за сие преступление законом предусмотрена (только в виде штрафов). Но поди попробуй применить закон на практике! Получается вот что. Если представители Росздравнадзора проводят проверку без участия милиции, дело может (в худшем случае!) закончиться для тех, кто производит, хранит, перевозит или продает фальсифицированные лекарства, лишь обращением в суд и направлением материалов в правоохранительные органы. Поэтому обнаруженные во время проверок фальсифицированные лекарства не могут быть сразу признаны вещественными доказательствами по административному, а затем и по уголовному делу, а подлежат уничтожению в установленном законом порядке. Как показывает судебная практика, уничтожение предмета преступления до начала расследования, как правило, приводит к развалу уголовного дела еще до суда.
К тому же закон не позволяет органам Росздравнадзора прямо на месте составлять протоколы об административных правонарушениях и штрафовать нарушителей. Так что статистика привлеченных к административной ответственности за фальсификат смехотворна: в год штрафуют около 1300 человек! При этом милиция изымает из оборота фальсифицированные и недоброкачественные лекарства всего-то на сумму 4—5 млн. рублей. Тогда как, по экспертным оценкам, на долю такой продукции приходится не менее 13—18 млрд. рублей! На материалы, направленные Росздравнадзором в 2007 году в правоохранительные органы для пресечения деятельности 32 фармацевтических организаций, участвующих в обращении фальсифицированных лекарств, получены ответы лишь по 7 организациям.
В общем, все это дело Росздравнадзору порядком поднадоело. И ведомство предлагает ввести уголовную ответственность за производство и реализацию недоброкачественных и поддельных лекарств, а также фармацевтических субстанций и БАДов.
Кроме того, поправками предлагается предоставить органам Росздравнадзора право составлять протоколы об административных правонарушениях и назначать штрафы нарушителям.
Ну а в планах — внедрение системы госконтроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, подразумевающей развитие лабораторных комплексов по всей стране и создание региональных центров мониторинга безопасности и эффективности медикаментов. Чиновники верят, что эти меры станут серьезным ударом для лекарственных контрабандистов и большим благом для российских пациентов.
СПРАВКА "МК"
В России чаще всего подделываются спазмолитические (19%), ноотропные (13%), лекарства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (11%). Среди самых подделываемых брендов лидирующие позиции занимают широко разрекламированные лекарства.
Комментарий эксперта Настасья ИВАНОВА, дистрибьютор:
— Подделка лекарств — дело не новое. Первые фальсификаты в России начали выявлять еще в конце 90-х. Но и по сей день правоохранительные органы привлекают их изготовителей и распространителей по самым разным статьям УК РФ, в том числе за мошенничество, неуплату налогов, незаконное предпринимательство, нарушение прав на интеллектуальную собственность… А во многих странах подобные преступления давно уже караются довольно жестко.
Во Франции производство и импорт фальсифицированных лечебных средств наказываются лишением свободы на срок 4 года или штрафом в размере 400 тыс. евро, а организация незаконной сети сбыта — лишением свободы на 5 лет или штрафом в размере 500 тыс. евро. Но и производители контрафактных лекарств становятся все более изощренными.
Подделываемая партия медикаментов является серийной, и подделки производятся тех же серий, что и оригиналы, но с некоторым отставанием. В таких случаях очень сложно доказать подлинность оригинальной партии медикаментов, тем более если она была уже продана. От всего этого незаслуженно страдают и поставщики лекарств, и руководители аптек.
Очевидно, что проработать механизм, по которому можно будет безошибочно отличать фальсификат от оригинала и выявлять виновных, непросто. Потому во избежание ошибок необходимо ужесточить наказание прежде всего за производство, а не за сбыт фальсифицированных лекарств.
Комментарии