Почему главный борец за экологию Олег Митволь не лишил лицензии ни одну добывающую компанию

На модерации Отложенный

Заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь одним из первых среди крупных российских чиновников понял, что имидж в нашей стране приносит не только сладкое бремя славы, но и достаток в доме. Особенно если правильно себя позиционировать. А этому учить Олега Львовича не надо.

Митволь давно уже превратился в главного ньюсмейкера не только Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, но и всего Министерства природных ресурсов. Фамилию руководителя Росприроднадзора не знает практически никто, главы МПР, если сильно напрячься, можно вспомнить, зато Митволь известен всей стране. Его цитируют в газетах, показывают в теленовостях, приглашают на ток-шоу. Он - главный борец с олигархами, скупающими за бесценок гектары государственных лесных угодий, и западными сырьевыми компаниями, которые ради лишнего барреля нефти готовы превратить нашу цветущую Родину в пустыню. Но это - парадная сторона жизни Олега Львовича, о другой же, остающейся вне зоны досягаемости СМИ, знает лишь узкий круг лиц.

Никогда не задавались вопросом, зачем Митволю нужна столь мощная пиар-поддержка? Почему каждый его чих тут же попадает в колонки новостей? Чиновники, тем более такого уровня, предпочитают без крайней нужды не светиться. Тем более, что есть непосредственный руководитель природоохранного ведомства, который может неправильно истолковать чрезмерную активность своего зама. В России, как известно, без команды вперед батьки в пекло лезть не принято. Но Митволь, как горьковский Данко, не жалея себя, бежит впереди паровоза, изобличая то одну, то другую компанию и наживая себе бесчисленных врагов.

На первый взгляд, абсолютно иррациональное поведение. Но это только на первый взгляд. Если же провести анализ наездов Митволя, бросится в глаза одна закономерность. Прежде всего, Олег Львович отдает предпочтение публичным добывающим компаниям, чьи акции котируются на международных рынках. Их репутация, а, следовательно, и финансовое благополучие, как карточный домик. Стоит посильнее дунуть, и все рассыплется. Только олигофрен не воспользуется такой ситуацией. Ай-кью господина Митволя несомненно выше, поэтому он быстро сообразил, какие дивиденды может принести, к примеру, внеплановая проверка. Особенно если ее подкрепить шумным пиар-сопровождением.

Вот один из характерных примеров. Осенью прошлого года зоркое око Олега Львовича усмотрело нарушения в деятельности золотодобывающей компании Highland Gold Mining, чья штаб-квартира находится в США. Митволь не только тут же поделился своими соображениями со СМИ, но и активно комментировал предстоящую внеплановую проверку, давая понять, что американцы могут лишиться лицензии на разработку одного из месторождений в России. Догадайтесь, как отреагировал на эту новость фондовый рынок? Акции Highland Gold на Лондонской бирже за один день упали на 12,15%.

Еще один случай, как две капли похожий на предыдущий. На этот раз жертвой замруководителя Росприроднадзора стала компания Imperial Energy. Митволь «уличил» ее в том, что Imperial Energy умышленно исказила информацию о запасах нефти на принадлежащих ей месторождениях. После того, как эта информация «просочилась» в печать, акции компании рухнули более чем на 25%.

Этот список можно продолжить. Митволь регулярно источает угрозы лишить лицензии то одну, то другую добывающую компанию. При этом информация о нарушениях и грядущих проверках тут же появляется на сайте Миприроды и, как следствие, тиражируется СМИ. После этого цены акций компаний, попавших под прицел влиятельного чиновника, падают.

Любой маклер не без основания заподозрил бы крупного госчиновника в том, что он занимается игрой на бирже. Зарубежные аналитики, памятуя об участии Митволя в конфликте вокруг проекта «Сахалин-2», называют его государственным «питбулем», который заставляет иностранные компании продавать подконтрольным российскому правительству структурам перспективные месторождения. Все это лишь похоже на правду. Действительность же куда прозаичнее.

Если проследить дальнейшую судьбу компаний, уличенных главным экологом страны в злостных нарушениях, выяснится, что претензии к ним со временем рассасываются и лицензий их не лишают. Лучшее тому подтверждение - британская компания Peter Hambro Mining, чьи акции в свое время Олег Львович опустил на 13%. Для этого чиновнику достаточно было объявить, что он проверит исполнение всех 43 лицензионных соглашений, принадлежащих компании. Если кто не в курсе, Peter Hambro Mining – второй по объемам золотодобытчик в России, и 13-процентное падение его акций на бирже – это миллиардные убытки. Однако не прошло и двух недель, как все тот же бескомпромиссный Митволь объявил, что Peter Hambro «вне подозрений». Если даже предположить, что наш герой и его люди не спали и не ели все это время, они бы все равно не успели проверить, как компания выполняет без малого полсотни соглашений. Видимо у Peter Hambro Mining нашлись какие-то очень весомые «аргументы», которые заставили высокопоставленного чиновника сменить гнев на милость. Во время же своего последнего вояжа в Амурскую область Митволь и вовсе прикрыл своей широкой спиной Peter Hambro. Он устроил публичную выволочку самому губернатору Николаю Колесову и первому заместителю председателя областного правительства Ронису Шарипову, обвинив их в том, что они заставляют руководство золотодобывающей компании перечислить в благотворительный фонд «Анастасия», возглавляемый дочерью губернатора, 1 миллиард рублей.



Подобные метаморфозы с заместителем руководителя Росприроднадзора происходят довольно часто. Сначала грубый наезд, сопровождаемый шумным пиаром, затем пауза и в финале – крепкая дружба, стоимость которой можно лишь предполагать.

Несмотря на заграничные «порты приписки» и непривычные русскому уху названия большинство иностранных добывающих компаний, испытавших на себе бульдожью хватку самого известного российского борца за сохранение природы, имеют российские корни. Среди их акционеров люди, родившиеся и выросшие в Советском Союзе, которые прекрасно знают, как договариваться с российскими чиновниками.

Очевидно, что праздничными застольями с коньячными реками и икорными берегами, а также походами в баню в сопровождении «профессиональных массажисток» такие проблемы не решатся. Чтобы отбить свои миллиарды, потерянные в результате падения акций на бирже, приходится использовать иные, более эффективные методы убеждения. Не зря тот же совладелец Peter Hambro Mining Павел Масловский регулярно наведывается в природоохранное ведомство и МПР.

Хотя Митволь и наплодил целую армию недоброжелателей, в том числе в высоких чиновничьих кругах, он, как кусок пенопласта, не тонет. И дело здесь не в «выдающихся заслугах» Олега Львовича перед Родиной. Сегодня в одиночку работают только дураки. Митволь - член команды, в которую помимо него входят директор департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР Ринат Гизатулин и советник главы этого ведомства Олег Черкесов. Именно Гизатулин - в недавнем прошлом пресс-секретарь МПР - обеспечивает шумное информационное сопровождение природоохранным инициативам Митволя. Он же фактически контролирует сайт министерства, где оперативно появляется нужная информация, и организует жалобы на добывающие компании от депутатов и «зеленых», которые приходят в Росприроднадзор. А буквально на днях Гизатулин решил сделать подарок своему бизнес-партнеру. Главный пиарщик МПР написал ходатайство на имя Юрия Трутнева о награждении Олега Митволя медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. По замыслу, высокая награда должна найти «героя» в День эколога, который впервые будет праздноваться в этом году 5 июня. Напомним, что помимо почета и уважения, она гарантирует Олегу Львовичу и амнистию в случае, если его «подвигами» заинтересуются компетентные органы.

Третий член команды – Олег Черкесов, имея прямой доступ к телу Юрия Трутнева, прикрывает подельников на самом высоком уровне.

Кстати, в числе последних крупных проектов Митволя скандал вокруг аукциона на право аренды 490 гектаров земли Баковского лесного хозяйства и наезд на «Норильский никель». Если верить разговорам, Олег Львович влез в эту историю отнюдь не ради восстановления «исторической справедливости». Борца за экологию используют в качестве тарана люди, которых сами не прочь поучаствовать в дележе престижных земельных участков.

Что касается «Норильского никеля», c которого замруководителя Росприроднадзора пытается взыскать 4,35 миллиарда рублей «за загрязнение малых рек сточными водами», здесь ситуация еще проще. Претензии Митволь выставил в тот момент, когда шли переговоры между группой Онэксим Михаила Прохорова и Русалом Олега Дерипаско о покупке последним 25% плюс одна акция Норникеля. Судя по всему, Олег Львович пытался стать «третьей стороной» этой сделки и поиметь от нее свою долю. Но, как говорится, лицом не вышел…

Список компаний, которым предъявлены претензии Олегом Митволем

Компании, чьи акции размещаются на международных фондовых биржах

1. Peter Hambo Mining
2. Urals Energy
3. «Ижсталь» (аффилирована с ОАО «Мечел»)
4. «Полюс»
5. Артель «Аякс» (аффилирована с Ovoca Gold)
6. «Чумпасснефтедобыча» (аффилирована с Heritage Oil)
7. Imperial Energy
8. «Дарасунский рудник» (до сентября 2007 года был аффилирована с Highland Gold Mining)
9. Stanmix Holding
10. «Печора-петролиум» (аффилирована с Petrolinvest)
11. «Речер Коми», ЗАО «Печоранефтегаз» (аффилированы с Lundin Petroleum)
12. «ИнвестЕвроКомпани» (аффилирована с холдинговой компанией «Метрополь»)
13. «Норильский никель»

Компании, не проводившие IPO

1. «Русснефть»
2. «Севернефть»
3. «Техпроминвест»
4. «Янгпур» (аффилирована с «Технефтьинвест»)
5. Байкальский ЦБК (аффилирована с ЛПК «Континенталь менеджмент»)
6. «УстьКутНефтегаз», «Данилово», «ИНК-Нефтегазгеология» (аффилированы с «Иркутской нефтяной компанией»)
7. «Печорская энергетическая компания»
8. Месторождение «Восток-2» ОАО «Приморский ГОК»