Новый закон разрешит частным охранникам досматривать граждан и ограничит их доступ к оружию

На модерации Отложенный

МВД предложило революционные изменения в законодательство о частных охранных структурах. Приближающаяся к миллиону армия сотрудников ЧОПов, служб безопасности и телохранителей будет взята под жесткий контроль.

Одно из главных нововведений, коммерсантам запретят создавать личные армии. Такие новации заложены в законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". Нужна охрана - заключай договор с самостоятельным предприятием, оказывающим такие специфические услуги. Более того, все чоповское оружие станет милицейским - охране его сдадут в аренду. Ответственность персонализируют, деятельность каждого сотрудника крепко привяжут к закону, а не к хозяйским капризам. Все это должно изменить жизнь самих охранников, большинство которых - мужчины в расцвете сил. И улучшить социальное самочувствие обычных граждан, которые с недоумением, а то и страхом наблюдали, как за последнее время возле них появилась негосударственная вооруженная сила.

Что будет с частными охранными предприятиями, появятся ли у охранников новые права и обязанности, как будут строиться их взаимоотношения с милицией и обычными гражданами, рассказал в интервью "Российской газете" заместитель начальника Департамента охраны общественного порядка МВД - начальник лицензионно-разрешительного управления генерал-майор милиции Леонид Веденов.

Фирменную безопасность запретят

Российская газета: Леонид Владимирович, давно ни один законопроект не вызывал столь ожесточенных споров. Из-за чего сыр-бор? Правда, что на охранном бизнесе решено поставить крест?

Леонид Веденов: Разумеется, нет. Никто даже не поднимает вопрос том, чтобы охранные предприятия исчезли или бы их деятельность была недопустимо затруднена. Наоборот, мы считаем, что эти структуры вносят немалый вклад в систему обеспечения правопорядка. Всего в России действуют более 27 тысяч ЧОПов. В охранных структурах состоят почти 800 тысяч сотрудников. Ежегодный рост их численности составляет 15-20 процентов. И милиция нередко привлекает их для содействия. Но есть ряд проблем, разрешить которые и призван новый законопроект.

РГ: Вызывает большое недовольство положение, что фирма не может для себя создавать соб-ственную охранную структуру. Действительно, почему?

Веденов: Такие ЧОПы, учреждаемые под какую-нибудь компанию, создавались прежде всего для легализации ношения оружия. Причем далеко не только самими охранниками. Своему хозяину-бизнесмену ЧОП оформлял разрешение и выдавал пистолет. Мы как-то проверяли одно такое предприятие - интересовались, где находится несколько десятков стволов. Вы не поверите: "простые" охранники приезжали на люксовых иномарках, с водителями. И только лишь для того, чтобы отчитаться за "служебный" пистолет. По сути происходило самовооружение коммерсантов, которые сами с собой заключали договор об охране своего имущества. Происходила профанация закона, граничащая с преступлением.

РГ: Такое оружие применялось против конкурентов?

Веденов: Да, такие собственные ЧОПы - наиболее удобное орудие в рейдерских захватах. Частный охранник сделает все, что ему прикажет босс, даже если это будет противоречить закону. Мы имеем сотни фактов силовых захватов не только предприятий, но даже частных квартир, домов, участков земли. В Москве были случаи, когда охранники фирмы, выкупившей первые этажи жилого дома, перекрывали подъезды и не пускали людей в собственные жилища. Помните фильм "Робокоп"? Там в художественном формате проследили развитие ситуации с собственной службой безопасности до логического конца, когда частная охрана по приказу своей корпорации вела боевые действия против населения и полиции.

РГ: Но ведь милиция прибегает к помощи частной охраны?

Веденов: И будет прибегать. Просто надо многое откорректировать на законной, контролируемой основе. Мы предлагаем ввести особые лицензионные требования. По ряду услуг только проверенные, наиболее надежные предприятия получат право, помимо прочих, на такие услуги как: охрана массовых мероприятий и охрана муниципальной собственности. Эти услуги могут оказываться по договору с местными органами власти, разумеется, за плату. Мы должны четко представлять и быть уверены в таких ЧОПах.

Личный досмотр дозволяется

РГ: А что изменится, если ЧОП станет самостоятельным и заключит с фирмой договор? Разве охранники перестанут выполнять команды тех, кто их нанял?

Веденов: Вероятность исполнения незаконных команд резко упадет, потому что теперь усиливается ответственность как руководства ЧОПа, так и самих охранников. Никому в голову уже не придет, например, не пустить милиционера на охраняемый объект, себе дороже будет. Тем более подраться с ним, как это случилось недавно с сотрудниками Федеральной миграционной службы.

Но наши предложения направлены не только на усиление контроля над охранными структурами, но и на защиту их интересов. Например, сегодня, если охранник в чем-то переусердствовал и нарушил правила или закон, из-за него могут лишить лицензии всю фирму. Законопроект усиливает персональную ответственность каждого сотрудника ЧОПа. Виноват - уволят и лишат права работать в охранной среде только его, структура будет работать дальше. Кстати, бывало и так, что в иной ЧОП устраивается "засланный казачок" из конкурирующей фирмы, чтобы специально совершить нарушение и дискредитировать соперников. Конечно, если мы установим системную недоработку со стороны руководства ЧОПа, накажем всю организацию.

РГ: Помимо обязанностей, появятся ли у частных охранников новые права?

Веденов: Мы трезво оцениваем ситуацию и понимаем, что некоторые предприятия, например, где производят молочные, мясные продукты, ширпотреб, даже нефтеперерабатывающие заводы, просто разворуют, если охранники не будут иметь право осуществлять пропускные и объектовые режимные мероприятия. Поэтому законопроект предполагает узаконивание и регламентирование этих правил для частной охраны, вплоть до личного досмотра граждан при входе на охраняемый объект.

РГ: Что теперь будет с соб-ственными службами безопасности? Им придется стать самостоятельными, поменять учредителей?

Веденов: Руководители многих служб безопасности уже так и поступили.

Теперь поправки в законодательство вводят обязательные требования к охранным структурам на стадии создания. Впредь их можно будет учреждать только в форме общества с ограниченной ответственностью. Причем уставный капитал будет 500 тысяч рублей, а не 10 тысяч, как сейчас.

Пистолет в аренду

РГ: Что будет с оружием? Милиция действительно его изымет?

Веденов: Никаких изъятий не будет. Законопроект предполагает, что оружие будет передаваться ОВД во временное пользование ЧОПам. Один из механизмов реализации этой нормы в отношении уже имеющих оружие в пользовании охранных организаций - его переоформление на баланс МВД и передача в аренду охранным структурам. При этом все стволы останутся в ружейных комнатах ЧОПов, а сама аренда будет бесплатной. То есть денег с охраны не возьмут. Поэтому все слухи о якобы национализации оружия - не более чем спекуляция.

РГ: А в чем тогда смысл новации?

Веденов: В более оперативном и надежном контроле. В охранных структурах - 118 тысяч единиц оружия. Так вот, в год мы получаем свыше 50 тысяч различных жалоб на действия частных охранников. И половина этих жалоб связана с незаконным, а то и откровенно преступным применением оружия.

РГ: Вы имеете в виду рейдерство?

Веденов: В том числе и его. Врываются на территорию предприятия люди в камуфляже и с оружием, захватывают его, выставляют собственные посты, изымают документацию и тут же ее "исправляют". Когда нам жалуются - мол, защитите, мы начинаем выяснять - кто агрессор? Запрашиваем спецподразделения правоохранительных органов - ваши люди работали? Потом проверяем ЧОПы. В конце концов выясняем, чьих рук дело, но зачастую уже оказывается поздно - предприятие успевают продать несколько раз. То есть вернуть свое имущество бывший собственник сможет только через суд.

Приказано

снять камуфляж

РГ: Почему такая неразбериха?

Веденов: По закону ЧОП обязан ставить нас в известность о новом объекте охраны в течение пяти дней. А за это время можно успеть сделать многое. Кроме того, чоповцы порой не отличимы по внешнему виду от бойцов спецназа. Частным охранникам будет запрещено носить армейский камуфляж - для них есть специальная форма, а некоторые детали их оружия специально красятся. Например, карабин "Сайга", применяемый в частной охране, внешне похож на автомат Калашникова. И люди, подвергшиеся атаке таких рейдеров, часто думают, что у них в "гостях" - настоящие спецназовцы.

Поэтому мы и предлагаем усилить контроль - все оружие должно принадлежать государству и иметь отличительные внешние признаки, а охранники - экипированы в соответствии с правилами. Чтобы сразу было видно, кто есть кто. А ЧОП должен будет информировать нас за пять дней до взятия под охрану нового объекта.

РГ: Правда ли, что в Россию не пустят иностранные ЧОПы?

Веденов: Правда. С одной стороны, мы стараемся защитить от ненужной конкуренции отечественных предпринимателей. С другой - зачем на территории России иностранцы, командующие вооруженными структурами.

РГ: Похоже на интервенцию...

Веденов: А в некоторых странах интервенция таким образом и получается. Например, в Ираке многие объекты охраняют именно западные частные структуры. От их пуль гибнет немало мирных жителей. А государство умело уходит от ответственности - все претензии адресуются не войскам, не администрации, а к частному бизнесу.

Подтвердите право на ружье

Новый законопроект позволит поднять социальную защищенность сотрудников ЧОПов, повысить качество охранных услуг и не дать этим предприятиям уйти в теневой бизнес, считает полковник милиции Михаил Потапов, заместитель начальника управления организации лицензионно-разрешительной работы ГУВД Москвы.

По мнению Михаила Потапова, столичные охранные структуры переживают кризис, результатом которого может оказаться либо закрытие многих ЧОПов, либо их уход в теневой бизнес.

Почему так произошло? Вопреки всякой логике, несмотря на не снижающийся спрос на охранные услуги, цены на них падают. Владельцы предприятий вынуждены на всем экономить: на зарплате сотрудников, их обучении, упрощении квалификационных требований.

Раньше персонал в ЧОПы подбирался из отставников силовых ведомств. Теперь берут всех, кто согласится. Опытные кадры из бывших офицеров не хотят влачить жалкое существование в большинстве таких структур. Сегодня в Москве из общего числа охранников не более 30 процентов - бывшие сотрудники правоохранительных органов или военные. Многие нынешние стражи вообще никогда не служили в армии. Только трети охранников доверяют оружие. Новый законопроект, считает Михаил Потапов, потребует более жесткого подбора кадров в охранные структуры и соблюдения их гражданских прав.