Что делают известные писатели в ЖЖ?

На модерации Отложенный

Выйти из переплета. Пока своим чередом идет литературный процесс — развивается книжный рынок, растут спрос и тиражи,— писатели уходят в сеть.

И живут там богатой духовной жизнью, не менее интересной, чем на бумаге и в переплете.

В ЖЖ пошли известные писатели. То есть люди, которые и так занимаются письменным творчеством. Имеющие иные, кроме интернета, формы распространения своих сочинений. Зачем им ЖЖ? И вот тут выясняется, что цели и стратегии использования сети писателями — очень разные.

Раскрутка планктона

Год назад Константин Рыков, хозяин и«продюсер» прокремлевских сайтов, а ныне депутат Госдумы, через аудиторию ЖЖ начал раскрутку «новых бестселлеров офисного планктона». Эти проекты под именами Сергея Минаева, Эдуарда Багирова, Дмитрия Глуховского выбрасывались на рынок десятками тысяч экземпляров, имея при этом нулевую художественную ценность. На них была опробована чисто политтехнологическая стратегия «впаривания» любого товара. То, что этот товар был в переплете, а не в банках, и состоял из букв, а не из алкогольной бурды, — случайное стечение обстоятельств.

Стилистическое новшество состояло в близости к движению «падонкаф», сознательно уродующих язык матом и кромешной агрессией. «Падонки» возникли в сети, и депутат Рыков был причастен к ним своим сайтом f*ck.ru, после чего и был, говорят, замечен на Старой площади, стал внедрять лозунг «Слава России!» и превратился в одного из главных специалистов по интернету.

Открытый список

Нормальные писатели не столь продвинуты. Ограничу обзор блогами Евгения Гришковца (http://e-grishkovets.livejournal.com/), Татьяны Толстой (http://tanyant.livejournal.com/), Дениса Драгунского (http://clear-text.livejournal.com/), Дуни Смирновой (http://dunyasmirnova.livejournal.com/), Александра Архангельского (http://arkhangelsky.livejournal.com/), Нины Горлановой (http://gorlanova.livejournal.com/). Список неполон и субъективен. Активно ведут свои дневники поэты Евгений Лесин и Всеволод Емелин, Татьяна Щербина и Владимир Строчков, Алексей Цветков и Вера Полозкова, прозаики Дмитрий Стахов иСергей Лукь­яненко, Дмитрий Бавильский и Алексей Слаповский, Линор Горалик и Васили­наОрлова. Даже Тарас Григорьевич Шев­ченко (http://tarasshevchenko.livejournal.com/) подключился, изо дня в день печатает свой дневник — со сдвигом на 150 лет, ничем не отличаясь от своих молодых собратьев по перу и клавиатуре. Он «тысячник»: каждую его запись (пост) читают более тысячи друзей (френдов).

Гришковец

На отдельных примерах посмотрим, как реализует себя писатель в ЖЖ. Сразу отметим, что писатели, как правило, выступают под своими именами. Стремление к личностному проявлению побеждает возможность анонимного присутствия.

Так, Евгений Гришковец, только что выпустивший книгу «Асфальт» — свой первый большой роман на сотни страниц, давно делился с читателями ЖЖ своими впечатлениями от процесса его создания. В живом журнале у знаменитого актера и драматурга, а теперь и прозаика за год появилось больше 17 000 френдов. Часть первого тиража «Асфальта», 50 тысяч экземпляров, вполне могла бы разойтись среди них. А вот отзывы критиков оказались неблагоприятными. Роман «Асфальт» они разнесли: монотонный, примитивный, «текст без свойств».

Характерно, что язык «Асфальта» и язык ЖЖ Гришковца идентичны. Почти полторы сотни записей — рассказы о гастролях, о своей жизни, интересах и взглядах на окружающее. Возникает естественный вопрос, не выпустит ли он со временем «книгу ЖЖ»? Тем более что он надиктовывает записи своей супруге, и в них ощущается его интонация. Но Гришковец отвечает, что книги не будет. Дневник для него и вправду место личных записей, а к исповедальной публичности актеру и драматургу не привыкать.

Толстая

Другое дело блог Татьяны Толстой. Ее горячий нрав известен. Одни от нее в восторге, другие в ужасе, она нежна к немногим друзьям, темпераментна по отношению костальным.

В любом случае за ней интересно наблюдать, хотя некоторые и предпочитают быть подальше, чтобы «не попасть под лошадь», как выразился один из комментаторов, нарвавшийся на пару оплеух.

Вот публика и наблюдает, как Татьяна Никитична живо отзывается на явления нашей жизни — от неремонтируемых домов и дурного дизайна до засилья гламура и нехватки культурных ценностей. По последнему поводу Толстая схватилась с главным редактором журнала GQ Николаем Усковым. Писательницу задели «гламурные установки на роскошный минимализм», в связи с чем она посоветовала купить десять «Бентли» и «не спеша, методично, запчасть за запчастью, засовывать себе в ж...» При этом не забыты и вечные ценности, которые не купишь за шальные деньги.

На провокационные вопросы, а что это, мол, за ценности, Татьяна Толстая бесстрашно дает ссылку на песню Жоржа Брассенса в YouTube или на свои фотографии города Ареццо, каковой «обошла весь, а не три улицы с бутиками, какбольшинство туристов». Романский стиль — вот «роскошный минимализм»: очень просто и очень дорого. С пожеланием тому же «Коле Ускову» и его аудитории: «тусуйся со своими, а задроты пусть пускают свои интеллектуальные слюни на недоступные сумочки». И фото сумочки, которую комментаторы оценили как «турецкий ужас начала 90-х». А на вопрос юзерши, кто такие «задроты», следует прямой выстрел ТТ в голову: «Это к Коле, его термин. Кажется, это вы и я».

ЖЖ парадоксален: вроде бы личная переписка, которую и цитировать — покушаться на частную жизнь. А с другой стороны, полная публичность, открытая к обсуждению. Хочется надеяться, что ЖЖ ТТ войдет со временем в ее ПСС.

Драгунский и Архангельский

Каждый писательский ЖЖ не похож на другой. Скажем, Денис Драгунский за полгода существования в сети сделал около трех сотен записей. Это небольшие рассказы объемом в интернет-страничку, что прочитывается сразу и на одном дыхании. Сюжетные миниатюры мемуарного толка, художественно самоценные. Истории, похожие на правду и на притчи одновременно. Этим ЖЖ-проектом сын Виктора Драгунского, писатель, драматург и публицист Денис Драгунский возвращается в русскую литературу. Рассказы уже появились в «бумажном виде» в Ex-Libris НГ, легко прогнозировать журнальные публикации, дело за книгами.

Всяк выбирает свой размер. Александр Архангельский пользуется блогом в информационных целях: выставляет колонки, написанные для СМИ, сообщает о своих телепередачах и выступлениях, отвечает на комментарии по поводу текущих событий, уточняет факты.

Смирнова и Горланова

Соратник Татьяны Толстой по «Школе зло­словия», критик и сценарист Дуня Смирнова пока не нашла адекватную форму дневника. Ее поход в магазин «Бюстье» и примерка понравившегося бюстгальтера закончился скорбью по поводу цены — 18 000 рублей! — и призывом по этому случаю всех на баррикады. На призыв откликнулись полтысячи комментаторов...

Перед этим меркнут более привычные формы общения, хотя и они производят впечатление. Известный прозаик Нина Горланова не только выставляет в ЖЖ свои рассказы и дневники, но и сообщает о пермских писательских буднях в коммуналке с соседом-алкоголиком, устраивающим пьяные дебоши, а заодно подавшим в суд на саму Горланову и ее мужа. Перед читателями разворачивается в режиме реального времени сюжет, вызывающий страх и трепет.

Остановимся на этом. Вот Дмитрий Быков категорически против ЖЖ, уверяя, что публичные дневники ведут люди с искаженной психикой. Сам он там лишь для комментариев и ответов на ругань в свой адрес. При этом информационное присутствие Дмитрия Львовича столь велико, что ЖЖ-сообщество дает полную картину его жизни.

В общем, многомерность нынешнего писательства поражает. И это только начало нового и непредсказуемого процесса мутации смыслов, форм, стилистики и распространения новой русской литературы, идущего на наших глазах. Спешите видеть.

Игорь Шевелев