Продолжительность жизни москвичей прямо зависит от их образованности и адреса
На модерации
Отложенный
Умные горожане живут на несколько лет дольше глупых
Что лучше: быть богатым, но жить у черта на куличках, или не жировать, но иметь квартиру в престижном районе? Как ни парадоксально, ученые склоняются ко второму варианту. Именно окружение человека продлевает его жизнь и укрепляет здоровье.
— Связь между социально-экономическими факторами и смертностью прямая, — говорит старший научный сотрудник отделения анализа статистики здравоохранения Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава, к.э.н. Елена Землянова. — И это доказало наше исследование по Москве.
Ученые использовали информационную базу свидетельств о смерти в Москве за один год. Анализ проводился отдельно по женщинам и мужчинам для двух возрастных групп — 20—39-летних и 40—59-летних. Сделано это было из физиологических соображений: после 40 начинается возрастной рост смертности и период хронических заболеваний.
За основную характеристику человека ученые решили взять образование. Правда, диплом вуза не всегда гарантирует финансовую состоятельность, но по крайней мере дает достоверное представление о его обладателе. Что же касается уровня доходов — увы, российская статистика не позволяет надежно его учитывать. Ну а профессиональный статус и подавно является весьма изменчивой характеристикой. Генеральный директор ООО “Пупкин и партнеры” может быть как весьма состоятельным и образованным человеком, так и просто подставным лицом из числа алкашей.
Оказалось, что доля жителей с высшим и неполным высшим образованием в московских округах различается весьма ощутимо. Например, в Восточном округе “корочку” имеют лишь 30,4% мужчин, тогда как в Центральном — 52,7%. Самые образованные женщины живут опять же в ЦАО (56,7%), а в ЮАО похвастаться институтским прошлым могут лишь 37,4% дам. “Полярные” округа для обоих полов оказались одинаковыми: Центральный и Юго-Западный — с одной стороны и Восточный и Южный — с другой. Причем во всех (!) районах доля высокообразованных женщин выше, чем мужчин. И в этом, по твердому мнению ученых, кроется причина большей продолжительности жизни представительниц слабого пола.
В ЦАО доля людей с начальным образованием или не имеющих даже начального минимальна (0,3%). Тогда как в Восточном и Южном округах она превышает 1%, и львиную долю составляют мужчины от 20 до 39 лет — представители поколения, создающего будущее.
Жители Капотни умирают не от плохой экологии
Исследователи выдвинули гипотезу: в респектабельных округах смертность должна быть ниже, чем в “пролетарских”, причем причины ухода в мир иной у людей с вузовским дипломом и у малообразованных граждан резко отличаются.
Догадка начала подтверждаться сразу же. Оказалось, что внутри самой Москвы различия в средней продолжительности жизни по округам составляют несколько лет. Самые низкие показатели были зафиксированы на востоке и юго-востоке столицы, наиболее высокие, близкие к восточноевропейским, — в Центральном, Северном и Юго-Западном округах. При этом женщины в ЦАО живут на 12 лет дольше, чем мужчины в ЮВАО и ВАО!
Выяснилась и еще одна любопытная вещь: “полярные” территории зачастую соседствуют. Особенно это заметно на юге столицы, где сходятся границы благополучия (Юго-Западный округ) и неблагополучия (Южный и Юго-Восточный округа). Разница в средней продолжительности жизни здесь составляет аж три года.
Также ученые выяснили, что в каждом округе существует тоже очень значительная вариация уровней смертности — в зависимости от муниципального района. Самый успешный район ЦАО — Арбат. А вот на Таганке дела обстоят хуже.
По смертности мужского населения примыкающий к Центральному округу столицы район Лефортово (ЮВАО) находится на одном уровне с Красносельским и Тверским районами (ЦАО). Если брать женщин, район Выхино-Жулебино находится на одном уровне с центральными Басманным и Мещанским районами. Однако смертность мужчин в худшем по показателям районе Капотня в 2 раза выше, чем в самом “нехорошем” районе Центрального округа — Таганском, а женщин — в 1,3 раза выше, чем в худших районах ЦАО — Таганском и Красносельском. Но это связано вовсе не с плохой экологией, а с социальным составом Капотни.
— Экология в Капотне не хуже, чем в центре, — говорит зав. кафедрой социально-экономических систем и социальной политики ГУ-ВШЭ, д.с.н., профессор Наталья Тихонова. — В конце 1980-х было мощное движение “зеленых”, которые смогли добиться установки хороших очистных сооружений и на Северной ТЭЦ, и на нефтеперерабатывающем заводе. Что там говорить: иметь под боком НПЗ — минус. Но еще хуже — дышать выхлопами в центре и вдоль крупных магистралей.
Где покупает квартиру человек, приезжая в Москву? В тех районах, о которых он слышал, которые считаются престижными. На деле же Садовое кольцо, Ленинградка, Ленинский проспект и т.д. — самые вредные для жизни. Поэтому коренных жителей столицы там становится все меньше.
Чем цивилизованнее общество, тем больше смертей от рака
По данным исследования управления Роспотребнадзора по Москве, самым грязным воздухом дышат жители севера и юго-востока столицы, что объясняется самой большой плотностью автомобильного потока на этих территориях.
При этом данные по смертности в этих округах ощутимо различаются.
— Экология важна, но для высокой смертности нужно, чтобы она была совсем уж плохая, — продолжает Тихонова. — В основном экология влияет на тип заболеваемости. В последнее время власти перестали публиковать т.н. карты заболеваемости, хотя в 1990-е годы они были в свободном доступе. Статистика стала закрытой. Если глянуть на эти документы, хорошо видно, что дети, живущие вдоль крупных автодорог (отмерьте 300 метров в одну и в другую стороны), в 6 раз чаще болеют астмой, подскакивает онкология. Но на сердечно-сосудистые недуги, которые у нас являются основной причиной смертности, плохой воздух оказывает минимальное влияние.
Кстати, европейский опыт последних 30 лет показал, что основным индикатором цивилизованного развития общества является… рост онкологических заболеваний (потому как медицина еще не научилась предотвращать рак). В то же время сердечные недуги, которые нетрудно держать под контролем, практически не должны приводить к летальному исходу. У нас же — увы — они являются основной причиной смертности трудоспособного населения. Почему?
— В России нарушились классические для всего мира связи между уровнем образования и уровнем заболеваемости и смертности, — объясняет Тихонова. — Общее правило такое: чем выше уровень образования, тем лучше здоровье и больше продолжительность жизни. Параллельно с этим существует второе правило: чем выше уровень образования, тем выше уровень защищенности и комфорта. И тот, и другой факторы работают через более внимательное отношение к своему здоровью, рациональное питание — происходит действие на микроуровне.
Но в России из-за перестроечных катаклизмов пострадали люди наиболее образованные. Длительные стрессы, мизерные заработки и ухудшившееся медицинское обслуживание привели к тому, что интеллектуальную элиту общества начали косить сердечно-сосудистые заболевания. Да и сейчас, когда ситуация на рынке труда стабилизировалась, зарплата часто неадекватна профессионализму людей — проще говоря, работодатели откровенно недоплачивают. Даже если человеку хватает денег на самое необходимое, он ощущает себя социальным аутсайдером.
По словам ученых, в столице с каждым годом увеличивается прослойка людей, которые вроде бы получают неплохие деньги, могут побаловать себя покупкой новых туфель или поездкой на курорт, но при этом живут в съемных квартирах, не имея возможности купить свое жилье. Отсутствие перспектив подтачивает здоровье даже самых больших оптимистов.
— Социальные факторы важнее, чем чисто медицинские, — констатирует Тихонова. — Возникший в обществе дискомфорт, утрата доверия людей друг к другу, постоянно агрессивная внешняя среда сильно сказываются на здоровье. И ни хорошие гены, ни регулярная утренняя зарядка не спасают от стрессов, которые в буквальном смысле убивают.
Алкоголизация — свойство нашей нации
Во всем мире (и в целом по России) алкогольные смерти случаются именно из-за случайных отравлений, а в Москве — по причине непомерного количества выпитого. Молодые люди мрут от цирроза печени (в лидерах — ЮВАО), алкогольных кардиомиопатий и острого панкреатита.
По словам кандидата медицинских наук Петра Чертищева, в столице складывается новый тип алкогольной смертности. Судя по всему, благосостояние москвичей уже исключает массовые отравления алкоголем и спиртосодержащими жидкостями, но регулярное бытовое пьянство остается достаточно распространенным, о чем свидетельствуют отчеты патологоанатомов.
Как оказалось, в структуре смертности весьма важны причины, так или иначе связанные с алкоголем. В округах Москвы, где продолжительность жизни населения выше, доля “пьяных” смертей заметно ниже. Как гласит страшная статистика, с понижением социального статуса возрастает риск умереть от инфаркта или инсульта в состоянии алкогольного опьянения, особенно в возрасте 20—39 лет.
На фоне снижения младенческой, детской, подростковой и “старческой” смертности в Москве неизменно растет смертность трудоспособного населения. За последние 20 лет она выросла на 18,1% у мужчин и 16,1% у женщин. Еще более настораживающим является то обстоятельство, что самые высокие темпы роста наблюдаются среди молодых горожан (20—39 лет): они составили 24,6% в мужской и 33,4% в женской популяции (против 8,1% и 7,0% у 40—59-летних москвичей). Основная часть предотвратимых смертей (от травм, отравлений, инфекций и т.д.) приходится на безработную молодежь с низким уровнем образования.
По мнению ученых, эти факты свидетельствуют о том, что столичное общество становится все более маргинальным. Тенденция будет усиливаться и дальше — в частности, из-за увеличивающегося разрыва между доходами бедных и богатых. В Москве кричащее социальное неравенство бьет посильнее, чем в провинции. А значит, в нашем “благополучном” мегаполисе далеко не все так хорошо, как уверяют нас власти.
Комментарии