Член ЦИК России о \"тонкостях\" нашей избирательной системы

На модерации Отложенный

После полугодичного предвыборного марафона наконец-то спало напряжение прошедших избирательных кампаний. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации приступила к обобщению практики организации выборов для подготовки своих предложений законодателям. Кандидаты, полностью рассчитавшись с ЦИК России (сдав финансовые отчеты), приступили к исполнению своих обязанностей. Избиратели, несколько уставшие от беспрерывной агитации партий и кандидатов, удовлетворенные сделанным выбором, плавно перешли в разговорах "на кухне" с политической темы на бытовые и даже, по данным социологов, потихоньку начали забывать, за кого голосовали.

Однако то там, то здесь вдруг звякнет истерично-резкий "гонг", тревожно призывая нас "обратить внимание", заставляя нас вновь обсуждать тему прошедших выборов, пересмотреть их уже ставшие историей результаты. Прислушайтесь, по ком звонит этот "колокол"? Уж не по нам ли, не по нашей российской действительности? Нет, не похоже.

Конечно, можно не уважать сделанный российским народом выбор, нас можно даже не любить. Но не верить фактам нельзя! А факты - вещь упрямая. В действующем парламенте представлены четыре политические партии и нет даже намека на парламентский кризис в настоящем и ближайшем будущем. Народное представительство в Государственной думе бьет все рекорды - более 90% избирателей, проголосовавших 2 декабря, имеют своего представителя в нижней палате парламента. Президент избран 70,28% всех избирателей. Депутатский корпус, в соответствии с разделением на территориальные группы, представляет всю территорию Российской Федерации (даже маленькую Республику Адыгея).

Можно вновь и вновь поднимать тему фальсификаций. Но система подсчета голосов (включающая ГАС "Выборы") и слаженная работа избирательных комиссий всех уровней позволили уже через несколько часов после завершения голосования выдать итоговые данные более чем с 90% избирательных участков и не томить избирателей и участников выборов долгими днями ожидания. И это реальность, данная нам в ощущении, - счетчик голосов, не "зависая", крутился на глазах миллионов.

Можно вновь и вновь муссировать тему снижения гарантий прав избирателей в законодательстве. Но и здесь реальность обратная. Казалось бы, отмена порога явки исключила необходимость добиваться высоких показателей участия, а на деле избирательные комиссии провели огромную работу по информированию избирателей, боролись буквально за каждый голос. Вроде бы - подумать страшно - допустили в ЦИК граждан без юридического образования. На деле с приходом нового состава ЦИК России работа комиссии стала человечнее, а партии и кандидаты ощутили реальную помощь от организаторов выборов.

Сегодня даже априори скептически настроенный Запад не находит весомых аргументов, чтобы попытаться поставить под сомнение результат выборов, соглашаясь, хотя и нехотя, с идеей многообразия демократий в современном мире. И вот уже депутат британского (!) парламента Эндрю Маккинли на слушаниях 3 апреля заявляет, что Великобритания не имеет морального права критиковать российскую демократию, "так как половина британского парламента вообще не избирается", и, что характерно, многие коллеги разделяют его позицию. Вот и Парламентская ассамблея ОБСЕ прислушалась к предложению российской стороны и намерена уже этим летом провести широкое обсуждение проблем международного наблюдения и выработки единых избирательных стандартов.

На кого же тогда рассчитаны этот лязг, выдаваемый за звон набата, эти попытки дискредитировать молодую российскую избирательную систему? Что за этим? Неудовлетворенные амбиции? Желание вырастить из мухи слона, чтобы потом на его спине въехать во власть? А может быть, это все необходимо для оправдания перед своими национальными избирателями для завуалирования собственных промахов и ошибок, как это виртуозно делают кандидаты одного из сопредельных государств, выступая перед своими сторонниками в ходе праймериз?

В современном мире есть силы, желающие учить свои и другие народы демократии. Помогай бог, дело хорошее. Но разве может учитель права неуважительно отзываться о законе, который он не писал, да и не читал толком? Разве заслуживает уважения учитель истории, который не признает историю и культуру другого народа? Что хорошего можно сказать об учителе математики, держащем в руках линейку с двойной шкалой деления - одна для ученика, другая для себя? Зачем с усердием, достойным лучшего применения, бросать в чужой "огород" камни, которые зачастую падают на их же землю?

Раскачивая ситуацию с организацией выборов в России, наши оппоненты все отчетливее слышат звон колокола по собственной идеологии превосходства над другими нациями и народами. После отказа Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) стало ясно: чем больше говорить ближнему про "соринку в глазу", тем заметнее замшелые бревна, торчащие из собственных глазниц национальных избирательных систем. В тех же США пожизненно лишаются избирательного права граждане, хоть однажды совершившие преступление против государства, а избиратели не имеют права получить бюллетень, если загодя не уведомят комиссию, что они желают голосовать на конкретном избирательном участке. В той же Бельгии избиратели вынуждены голосовать под угрозой штрафа. В Великобритании, родине парламентаризма, нормой стали скандалы, связанные с продажей пожизненного пэрства в палате лордов. Рассуждения о "золотом стандарте" демократии требуют время от времени предъявлять реликвию хотя бы своим согражданам. А предъявлять по большому счету нечего: стандарт на поверку оказался с весьма неблагородными примесями.

Естественно, и мы не можем, да и не хотим говорить о российской избирательной системе как о модели идеальной. Есть еще шероховатости, над которыми продолжают работать и ЦИК России, и законодатели. Уже сейчас в ЦИК России публично обсуждается целый спектр вопросов, связанных с упрощением процедур регистрации участников выборов, совершенствованием процесса регистрации избирателей, продолжением повышения правовой культуры организаторов и участников выборов. Чтобы по результатам выборов проигравший анализировал свои промахи, а не валил все на наши участковые избирательные комиссии, в большинстве своем состоящие из учителей, врачей и соседей по дому.

Нам есть над чем работать. Только вот делать эту работу будем сами, сообразуясь с собственными интересами, а не с ударами гонга. Время строить российское политическое пространство звуковыми сигналами извне ушло. И, похоже, ушло безвозвратно. Потому и звонит колокол. И в его звоне - не тревога за Россию, а прощание с несбывшимися политическими ожиданиями. Похороны звонарями собственных иллюзий.