The Washington Post: после ядерного 11 сентября
На модерации
Отложенный
Существует реальная возможность, что какая-нибудь террористическая организация получит достаточно ядерного материала для создания бомбы.
Появление оружейных ядерных материалов на черном рынке вызывает растущую озабоченность во всем мире, в связи с чем Соединенные Штаты Америки должны укреплять свою группу криминалистов, специализирующихся на ядерной проблематике, а также совершенствовать инструменты ядерной криминалистической экспертизы, чтобы быть в готовности отреагировать на возможное ядерное нападение террористов.
Большое количество ядерных материалов хранится без обеспечения должной сохранности и безопасности в целом ряде стран, в том числе, в России и Пакистане. С 1993 года было отмечено более 1300 случаев незаконной перевозки ядерных материалов, в том числе, плутония и высокообогащенного урана, которые могут применяться для изготовления атомной бомбы. И это лишь известные нам случаи.
Существует реальная возможность, что какая-нибудь террористическая организация получит достаточно ядерного материала для создания бомбы. Такие материалы обнаруживали пограничники; их захватывали во время полицейских рейдов при попытке провоза из Индии в Словакию, как в последнем случае прошлой осенью; их даже находили в тайнике в цветнике германского города Ганновера. Если будет украдено достаточное количество ядерного материала, то для создания бомбы понадобится лишь небольшая группа специалистов. А после этого террористам нужен будет лишь грузовик для ее доставки к цели.
Если террористическая группировка подорвет ядерный боеприпас на территории США, ФБР, ЦРУ, министерство внутренней безопасности и национальные лаборатории страны наперегонки кинутся выслеживать виновных и предотвращать дальнейшие теракты такой группировки.
Между терактами 11 сентября, когда рухнули 'башни-близнецы', и нашим ответным вторжением в Афганистан прошло менее месяца. Однако имеющиеся у США возможности по проведению ядерной экспертизы (а в ее рамках осуществляется анализ ядерного излучения и характерных признаков изотопов) не гарантируют сегодня получение точной информации в течение одного месяца с момента теракта.
Ткани, отпечатки пальцев, образцы волос, ось автомашины - весь этот стандартный набор, дающий криминалистам ключи к разгадке преступления, испарятся в момент взрыва. Останутся лишь две основные улики: радиация и характеристики изотопов.
Радиация и характерные признаки изотопов - это тот след, который берут ядерные криминалисты, преследуя террористов. В течение нескольких часов они будут знать, из чего была сделана бомба: из плутония или урана. Это первый важный шаг для сужения круга поисков. Максимум в течение нескольких недель они определят ключевые характеристики ядерного материала, из которого была изготовлена бомба, а затем вычислят ее размер, вес и принцип устройства. В течение следующих нескольких месяцев они смогут определить, из какой страны бомба попала в США, и каким путем ее привезли террористы.
Но в ситуации, сложившейся после 11 сентября, у нас не будет этих месяцев для подготовки ответного удара. Возникнет мощное давление, направленное на то, чтобы террористы были немедленно найдены, а обстоятельства, приведшие к нападению, были без промедлений выяснены.
Но если провести некоторые изменения, то скорость и качество работы наших ядерных криминалистов можно значительно повысить.
Во-первых, нам нужно модернизировать нашу программу 20-го века, чтобы противостоять врагам из века 21-го. Значительная часть нашего полевого и лабораторного оборудования была создана еще во времена 'холодной войны'. В тот же период сформировался и кадровый состав. Нам необходимо разрабатывать и производить передовое автоматизированное оборудование радиационного анализа, которое можно использовать в полевых условиях, и результаты работы которого подкрепляются более точными лабораторными измерениями. Нам нужны новые возможности по передовому компьютерному моделированию различных ситуаций. Нам также нужна федеральная инициатива по развитию такой области науки, как ядерная химия.
Во-вторых, крайне важно международное сотрудничество. Ядерные материалы могут обладать уникальными характеристиками, зависящими от конкретного реактора или объекта по производству топлива. Созданная совместными усилиями и доступная для соответствующих специалистов международная база данных ядерных образцов способна обеспечить оперативное сравнение оставшихся после взрыва материалов с целью определения источника.
В-третьих, мы должны задуматься над тем, как убедить мир поверить результатам нашего анализа. Провалы американской разведки в работе по оценке наличия оружия массового уничтожения в Ираке вполне могут вызвать скепсис в самых разных странах мира относительно нашей ядерной криминалистической экспертизы. В связи с этим следует создать группу авторитетных специалистов, никак не связанных с нашей национальной разведкой, чтобы те могли проводить независимую экспертизу наших криминалистических анализов.
И наконец, мы должны научиться управлять ожиданиями и готовиться к неизбежному политическому давлению, направленному на поиск виновных и быстрое реагирование. В результате реалистичных учений и тренировок наши лидеры получат представление о сильных и слабых сторонах ядерных криминалистов. Даже в случае осуществления таких изменений для проведения криминалистической экспертизы понадобится время, а результаты не обязательно будут сразу же исчерпывающими. Наши руководители должны понять, что порой с принятием решений лучше повременить, иначе их придется принимать в условиях неопределенности.
Но есть и хорошие новости. Некоторые страны, в том числе, Пакистан, активизируют свои программы по обеспечению безопасного хранения ядерных материалов. Но нам нужны дополнительные шаги в этом направлении на тот случай, если утечка плутония или урана все же произойдет.
Джей Дэвис - является членом Консультативного комитета по снижению угроз министерства обороны США (Threat Reduction Advisory Committee), после войны в Персидском заливе работал инспектором по вооружениям в Ираке. Он также является основателем и директором федерального Агентства по снижению военных угроз (Defense Threat Reduction Agency). В последнее время Дэвис работал в комитете, финансируемом Американским физическим обществом (American Physical Society) и Американской ассоциацией содействия развитию науки (American Association for the Advancement of Science). Этот комитет провел первый несекретный анализ потенциала страны в области ядерной криминалистической экспертизы.
Комментарии