После выборов Россию ждет бум партийного строительства

На модерации Отложенный

Любые выборы, а уж тем более главы государства, всегда являются своего рода точкой отсчета самых существенных метаморфоз в жизни российских политических партий. Так и грядущая смена главы государства, безусловно, принесет с собой ряд трансформаций.

Естественно, возникает вопрос о том, какие партии останутся на плаву, а кому уготовано забвение. В этой связи эксперты заявляют, что, изменений, прежде всего, следует ожидать на левом фланге.

"Среди официальных партий в России нет ни одной действительно левой", – считают специалисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО), по мнению которых к левому спектру отечественной политики ошибочно относят КПРФ, именующую себя коммунистической, и "Справедливую Россию", считающуюся "новой левой".

"В действительности обе партии имеют правую идеологию и должны считаться организациями правого фланга российской политики. КПРФ исповедует великодержавный национализм, а "Справедливая Россия" вообще является формальным кремлевским проектом, снабженным социальной риторикой при общей установке на поддержку неолиберальной политики власти", - говорится в распространенных ИГСО результатах анализа российской политической системы.

Директор ИГСО Борис Кагарлицкий полагает, что "КПРФ объявляет своей целью "русский социализм" и разрешение русского, а не классового вопроса. "Она неоднократно выступала на выборах с нападками на рабочих-мигрантов, обвиняя их вместе с неофашистами во всех общественных бедах," - отмечает он. "В трудовых конфликтах руководство КПРФ встает на сторону работодателей, а не борющихся работников, как это было в 2006 году в ОАО "Сургутнефтегаз", - продолжает Б.Кагарлицкий. - Внутренняя структура партии может быть названа бюрократическим централизмом, существующим при практически полном идейном единстве верхов и низов. "Справедливая Россия" – структура-хамелеон, имитирующая не только левую идеологию, но и партийную форму.

Ее руководство - это государственные чиновники, абсолютно не заинтересованные в переменах".

Согласен с такой позицией и глава Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов, который считает, что технологические успехи КПРФ и "новых левых" обусловлены экономически. "Хозяйственный хаос 1990-х годов не позволял социальной структуре общества стабилизироваться. Вместо социально-экономических противоречий миллионы людей видели сионистский заговор, распад государственности или скрытую оккупацию России. Для КПРФ это было золотое время. Ситуация стала меняться по мере развернувшегося экономического подъема в стране", – отмечает он.

Левый спектр отечественной политики существует только за рамками официальной регистрации Министерства юстиции РФ, говорит руководитель Центра истории ХХ века ИГСО Марк Васильев. При этом он подчеркивает, что "переход от борьбы за улучшение экономических условий к постановке политических задач, а значит, к строительству в России реальной левой партии, – вопрос времени". Политический строй РФ не оставляет места для рабочего реформизма. Поэтому создание левой партии поставит перед широкими общественными слоями самые радикальные задачи, резюмирует эксперт.

Давая свою оценку левому флангу отечественной политики, политологи сходятся во мнении, что "Справедливая Россия" – хрупкий верхушечный проект, способный рассыпаться даже при незначительных политических колебаниях. Однако КПРФ, несмотря на сокращение числа ее членов (не более 250 тысяч в 1996-1998гг., порядка 80-90 тысяч человек в настоящее время), считается многими аналитиками партией с "долгой перспективой угасания". Однако в результате резких экономических перемен в стране (ожидаемый в 2008-2009гг. приход в РФ мирового экономического кризиса) и, как следствие, роста социальной активности массы наемных работников партия Зюганова способна быстро исчезнуть".