Игра в глобальное потепление становится азартной
На модерации
Отложенный
В наступившем году бороться с потеплением будут всем миром. В первых числах января генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун озвучил приоритеты работы своей организации на 2008 г. – в их числе значилось и решение проблемы глобального потепления; эта задача преподносилась как "защита нашей планеты и ее населения". В этой связи генсек сообщил о намерении ООН "продвигать решения", достигнутые на конференции, прошедшей на острове Бали в декабре прошлого года.
Эту конференцию многие уже посчитали эпохальной. "Одним из главных достижений прошедшего года во всем мире, безусловно, можно считать подписание итогового протокола Конференции ООН по изменению климата на Бали", – сказал руководитель Всемирного фонда дикой природы в России Игорь Честин. Он уточнил, что ряд стран (в первую очередь, США) в области борьбы с потеплением до сих пор "соглашались принимать на себя только добровольные обязательства в одностороннем порядке" и поэтому не участвовали в системе общих обязательств, созданной Киотским протоколом. Но на Бали, наконец, все, даже США, договорились о необходимости заключения в будущем глобального обязывающего соглашения. Итоговый протокол конференции, который называют "балийской дорожной картой", представляет собой общую программу переговоров государств мира с целью заключения к 2009 г. нового всемирного соглашения по борьбе с изменениями климата. Оно должно заменить Киотский протокол, срок действия которого истекает в 2012 году.
Пан Ги Мун тоже дал высокую оценку Балийской конференции: "Я работал над тем, чтобы всколыхнуть общественное мнение и политическую волю перед важной для всех международной конференцией на Бали, на которой мировые лидеры сделали первый шаг на пути достижения всеобъемлющего соглашения к 2009 году. Эти события я считаю своим главным достижением года", – с гордостью заявил генсек ООН.
Впрочем, далеко не все отзываются о конференции с подобным пафосом. Евросоюз недоволен тем, что не удалось уломать США в вопросе принятия на себя конкретных обязательств. Европейцы предлагали зафиксировать в итоговом документе Балийской конференции обязательство всех стран снизить "парниковые выбросы" на 25%, но эта норма не прошла. А видные российские ученые, скептически относящиеся ко всей "киотско-парниковой" затее, не вдохновились новыми достижениями борцов с потеплением по другим причинам. Так, президент Российской экологической академии Юрий Израэль назвал конференцию на Бали малоэффективной, поскольку вся дискуссия о климатических изменениях свелась к обсуждению перспектив Киотского протокола. Выразив сожаление по этому поводу, академик не преминул заметить: "моя точка зрения заключается в том, что эффективность Киотского протокола пока невысока, и его будущее, если он не будет как-то изменен, находится под большим вопросом". Надо сказать, что многие ученые – и в России, и в Европе – ставят под сомнение саму парадигму "киотской системы": антропогенный характер климатических изменений на планете. Они утверждают, что потепление на Земле – явление периодическое и не связано с деятельностью человека, а компьютерное моделирование глобальных естественных процессов не может дать точного прогноза их развития.
Тем не менее, как бы ни ругали Киотский протокол за "ненаучность", его экономическое значение и эффективность неоспоримы. Ведь он породил принципиально новый товар – квоты выброса "парниковых газов", рынок которых оценивается уже в миллиарды долларов.
Самое удивительное, что борьба за этот умозрительный товар способствует модернизации промышленности во всем мире.
Идет своего рода глобальная игра. Все ее участники поставили цель: добиться к 2012 г. сокращения своих "парниковых выбросов" на 5% по отношению к 1990 году. Конечно, планка невысокая, а методики подсчета весьма условные. Зато какой простор для коммерческого "творчества"! Например, если какой-либо стране снизить выбросы не удается – можно "подкупить" квоту у тех, чьи выбросы сократились и остался квотный излишек. Для этого существуют даже "климатические биржи", где идет обычная биржевая игра – брокеры, котировки и т.п. На европейских биржах одна тонна "парниковых выбросов" стоит от €5 до €20.
Кроме того, можно помочь кому-нибудь снизить выбросы и взамен получить часть его квоты, чтобы затем с выгодой продать. Сегодня этим уже занимаются сотни компаний из развитых стран. Располагая необходимым капиталом и технологиями, они рыщут по свету (разумеется, среди тех государств, которые участвуют в "киотской игре") в поисках подходящих объектов для инвестирования – предприятий, выбрасывающих "парниковые газы". Найдя такое предприятие (желательно крупное и в развивающейся стране), они модернизируют на нем очистные системы или весь технологический процесс, что позволяет снизить выбросы на миллионы тонн в год. Высвободившаяся квота достается инвестору, который может выгодно "загнать" ее на бирже хотя бы своей собственной стране. Таким образом, вложения с лихвой окупаются.
Общая стоимость подобных проектов в мире в 2006 г. составила $30 млрд, а в 2007-м – $60 миллиардов. В дальнейшем их будет еще больше – прежде всего потому, что растет спрос на квоты. Дело в том, что далеко не все развитые страны справляются с задачей снижения выбросов: так, по данным на 2005 г., в Испании выбросы выросли на 53%, в Канаде и Новой Зеландии – на 25%. Таким странам приходится докупать большие объемы квот, тратя на это немалые средства, которые, таким образом, частично направляются на модернизацию промышленных объектов развивающихся стран. По оценкам экспертов, Евросоюз в целом нуждается в "докупке" 500 млн т парниковой квоты. И одним из потенциальных ее поставщиков является Россия.
Постепенно азартная "киотская игра" привлекает все новых участников, и конференция на Бали, несмотря на весьма скромные результаты, это подтвердила. По всей видимости, к 2009 г. новый глобальный документ, развивающий идеи Киотского протокола, будет разработан, и коммерциализация идеи борьбы с климатическими изменениями приобретет еще больший размах. Тогда уже точно никого не будет интересовать научная обоснованность идей, легших в основу киотской системы. А жаль: ведь, объявив войну потеплению климата, человечество сосредоточило свои усилия на наименее очевидном из всех негативных последствий своей хозяйственной деятельности. В то же время такие явно антропогенные факторы, как, скажем, загрязнение атмосферы сернистым газом и бензопиреном, почвы – тяжелыми металлами, а Мирового океана – разнообразным мусором и стоками представляют куда более серьезную угрозу всем обитателям планеты. Но борьба с ними почему-то не вызывает энтузиазма.
Комментарии