Когда закончится \"экономика абсурда\"? Эксперты о главных проблемах России

На модерации Отложенный По итогам 2007 г. только ленивый не упомянул о «заоблачных» (более 40 млрд. долл.) инвестициях в российскую экономику. Мол, это абсолютный рекорд за весь постсоветский период. Однако для рядовых граждан эти достижения остаются пустыми словами

Как летали мы на зарубежных самолётах, так и летаем, как покупали зарубежную технику, так и покупаем, как одевались в импортный ширпотреб, так и одеваемся.

Так что же мешает нашей промышленности идти в ногу со временем, насыщать собственный рынок, да ещё и западные в придачу? Неужели мы способны только качать нефть? И куда уходят те самые рекордные инвестиции? Об этом «АиФ» спросил у экспертов.

Главная проблема — диктат монополий

— Одна из серьёзнейших проблем, которая мешает развитию отечественной промышленности, — диктат цен со стороны естественных монополий, — считает Сергей Катырин, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ. — При том, что цены на топливо подвержены рыночным колебаниям и могут как повышаться, так и понижаться, в нашей стране они только растут. Например, осенью 2006 г. оптовые цены на топливо снизились на 10%, а розничные упали только на 0,4%, да и то вскоре снова поползли вверх.

Существует парадоксальное явление — начиная с 2002 г. динамика роста цен на моторное топливо в западных странах в 10-15 раз ниже, чем у нас — крупнейшего мирового экспортёра энергоресурсов. Сегодня мы то и дело сталкиваемся с «экономикой абсурда», когда российским авиакомпаниям дешевле заправляться в Варшаве или Праге, а речникам и морякам — в Риге или Таллине, причём нашими же нефтепродуктами.

Неудивительно, что в деловом и экспертном сообществе России укоренилось мнение, что регулирование тарифов естественных монополий осуществляется путём сговора между чиновниками и высшим менеджментом самих монополий, который не забывает заложить в запредельно высокие тарифы свой интерес. По данным исследования международной консалтинговой компании Nay Group, годовой доход менеджеров крупнейших российских компаний составляет почти 160 тыс. долл. Российские управленцы оказались на 4-м месте в мире по доходам после своих коллег из Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов и Гонконга. По этому показателю мы уже опередили и США, и ведущие страны Евросоюза.

Отсутствие грамотной ценовой политики приводит к тому, что одни отрасли получают баснословно высокую прибыль, а другие — еле-еле сводят концы с концами. России имеет смысл перенять опыт борьбы с монополистами у других стран. Например, в США ограничивают нормы прибыли естественных монополий. Компаниям разрешается получать чистый посленалоговый доход только в определённых пределах. И там никто не церемонится с компаниями, жаждущими получить сверхприбыль. Принятый весной 2007 г. американским конгрессом закон «О неоправданном повышении цен» предусматривает до 150 млн. долл. штрафных санкций для самих фирм и до 3 лет тюремного заключения для руководителей компаний, «вздувающих» цены на бензозаправках. И сегодня цены на бензин Аи-95 стандарта «Евро-3» в Америке ниже, чем в России.

Другая проблема — налоги. Государству следует ослабить налоговое бремя на предприятия обрабатывающего сектора. Особые льготы следует предоставить и предприятиям, занимающимся разработкой новой техники. Иначе никто не станет вкладывать деньги в наукоёмкое производство.

У нас мало новых идей

Рассказывает Олег Фомичёв, директор Департамента экономической политики и конкурентоспособности РСПП:

— Благодаря увеличению потока инвестиций предприятия сегодня стремительно переоборудуются.

Что, впрочем, немудрено, ведь износ средств производства в нашей стране чудовищный — около четверти станков произведены ещё в 60-70-х годах прошлого века.

С одной стороны, хорошо, что «начинка» меняется, с другой — прискорбно, что завоз техники идёт главным образом из-за рубежа. Последнее время на это ежегодно тратятся десятки миллиардов долларов. И всё потому, что выпуск отечественного станочного оборудования снизился по сравнению с дореформенным 1990 годом в 10-12 раз.

Собственных разработок и исследований почти не ведётся, хотя выдержать конкуренцию на мировых рынках можно, лишь предложив что-то новое. Тогда некоторое время вы обладаете интеллектуальной монополией в данной нише и снимаете «первые сливки». Компании из развитых стран как раз на это и ориентируются. Они больше денег вкладывают в разработку, создание новых продуктов, а потом по дешёвке внедряют их на фабриках Китая и Индии в серийное производство.

У многих стран есть своя промышленная специализация. К примеру, в Германии это машиностроение, в Японии и на Тайване — бытовая техника. Главный потенциал России — энергетический. Но пока он не используется полностью. Нужно не гнать на экспорт сырую нефть и металл первого, второго переделов, а развивать высокие технологии по их переработке. Стать мировым лидером в поставке соответствующего оборудования.

Пока приходится догонять других

— Российскую промышленность нельзя изображать только в чёрных тонах, — говорит Мартин Шаккум, председатель Комитета Госдумы по строительству, экс-глава Комитета по промышленности. — Россия не уступает развитым странам по качеству многих видов военной техники (прежде всего авиакосмической) и вооружений, по энергетическому оборудованию и лазерной технике. Развивается транспортное машиностроение. Например, производство железнодорожного подвижного состава с 1998 г. выросло в 2,5 раза. За первое полугодие 2007 г. российскими автозаводами произведено 604 тыс. легковых автомобилей, или на 10% больше, чем за соответствующий период 2006 г. За последние два года на 20% выросло производство обуви, производство мебели, изделий из резины и пластмасс, электрооборудования, стекла, полиграфической продукции с 1998 г. удвоилось.

Из минусов — сворачивается производство искусственного (вискозного) волокна. Как следствие, не удаётся «подняться» и нашей лёгкой промышленности. Она производит сегодня всего 70% от объёмов 1995 г. За последние десять лет фабрик стало на треть меньше.

Большинство российских предприятий (более 90%) принадлежит частным лицам. В то же время есть сферы экономики, где наиболее эффективна именно госсобственность. Это прежде всего оборонно-промышленный комплекс. Очевидно, что ядерный оружейный комплекс всегда останется в госсобственности. А, например, судостроение и авиастроение могут эффективно развиваться при участии частного капитала, но с контрольным пакетом государства. Именно поэтому для ряда важнейших и одновременно проблемных секторов промышленности сегодня создаются новые организационные формы в виде крупных холдингов, таких как Объединённая авиастроительная корпорация и Объединённая судостроительная корпорация.

В итоге в третий раз в течение одного столетия после революции и ВОВ перед нашей промышленностью стоят задачи догоняющего развития. Но есть основания полагать, что очень скоро марка «Сделано в России» будет синонимом наилучших показателей качества.