Возобновляются издания Сочинений Иосифа Сталина
На модерации
Отложенный
Не удивляйтесь, это действительно так. Книг, книжек и книжонок о Сталине, (то есть о том, что думают о Сталине их авторы) издается с избытком. Тема эта с некоторых пор стала модной, даже прибыльной. В лавине публикаций о вожде много всякого. К сожалению, по большей части мусора.
Забавно, что многие из авторов умудряются судить о делах и помыслах этого исторического персонажа в отрыве от его собственных слов, сохранившихся в стенографических записях, текстах приказов и директив, личной переписке. Если и обращаются к нм, то ограничиваются обычно ссылками на изданный при жизни 13-томник Сочинений. Однако известно, что сам Сталин не стремился к выпуску полного собрания. Наоборот, из документов так называемого «кабинета Сочинений Сталина» (сектор в Институте Маркса-Энгельса-Ленина в 40-х годах прошлого века), хранящихся ныне в Российском государственном архиве социально-политической истории, хорошо видно, как жестко отбирал автор документы для включения в собрание. Мотивы такого подходя прозрачны: издание по мысли Сталина должно было прежде всего выполнять в советском обществе агитационно-пропагандистскую функцию. Его историко-познавательный аспект, по-видимому, был вторичен. От тома к тому перед читателем должны выстраивались «вехи большого пути» социалистического строительства в СССР, обозначенные крупными мазками без загрузки аудитории деталями и мелочами.
Сейчас, по прошествии шести десятилетий такой подход больше не выглядит удовлетворительным. Мы поневоле живем в ином обществе, при строе, уничтожению которого Сталин посвятил жизнь. Его слово, обращенное когда-то к советским людям, которых не было нужды убеждать в идеалах социальной справедливости, необходимости бороться за Советскую власть и социализм, ныне звучит по-другому. И сталинское устное и эпистолярное наследие, оставшееся за бортом того, советского проекта, востребовано сегодня как никогда. Соображение, что это, де, – покрытое архивной пылью былье, об актуальности которого не приходится говорить, разбивается о статистику ежедневных и ежечасных упоминаний имени Сталина в средствах массовой информации. И пока «молчит» (то есть – не издан) сам Сталин, ничем не ограниченным остается простор для измышлений и фантазмов всевозможных проходимцев на счет него и его дела.
Между тем, на фоне разной степени тенденциозных изданий о Сталине, что может более послужить популяризации исторической правды о нем и о первом в мировой истории опыте социалистического строительства, чем публикация прямая исторических документов? Именно такой подход положен в основу возобновления издания сталинских Сочинений.
Зачин был сделан еще в 1997-м, когда доктор философских наук, профессор МГУ Ричард Иванович Косолапов подготовил и издал 14, 15 и 16 тома, смакетированные еще при жизни автора, но, естественно, похеренные в середине 50-х «верными соратниками» и наследниками. Изъятый таким образом фрагмент с 1934 по 1953 годы частично удалось восстановить лишь спустя четыре десятилетия. И с горечью приходится констатировать, что завершение плана первого издания оказалось возможным только с кончиной послесталинского СССР: в стране Хрущева, Брежнева и Горбачева не было места для достижений предвоенных 30-х и для Верховного Главнокомандующего.
Поставив перед собой такую задачу, созданный Р.И. Косолаповым коллектив взялся за работу по выявлению, научной обработке и компоновке сталинских документов для подготовки к изданию новых томов Сочинений. Так свет увидели в 2004-м году 17-й том (1895-1934) и в 2006-м – 18-й том (1917-1953), включившие сотни текстов, по разным причинам не попавших в издание ранее. Благодаря появлению этих книг стали доступнее многие ценные источники по истории СССР (переписка 1907-1917 гг., с В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем в 20-х – начале 30-х гг., многочисленные записи переговоров Сталина с иностранными представителями в 30-50-х годах), опубликованные ранее в малотиражных и дорогостоящих научных изданиях. Благодаря работе в центральных российских архивах в научный оборот были введены несколько новых источников, среди которых выделяется интереснейшая запись тостов на приеме президента Чехословакии Э. Бенеша 28 марта 1945 года. Читатели впервые имеют возможность на основе полного собрания переписки проследить взаимоотношения между Сталиным и Тито, СССР и послевоенной Югославией. Записи переговоров и публикуемые решения, касающиеся стран Восточной Европы, развеивают миф о так называемой «насильственной советизации» этого региона в конце 40-х – начале 50-х годов. Обширный материал по советско-китайским отношениям дает пищу для оценок сталинских планов и методов в этом регионе и в рамках соцлагеря в целом.
Далее усилия редакционного совета Собрания сочинений были направлены на выявление и публикацию дооктябрьских работ Сталина. Разнообразные публикации в грузинской и центральной социал-демократической прессе, коллекция листовок, переписка, записи выступлений на съездах, конференциях и пленумах ЦК, наконец, документы, отложившиеся в фондах Департамента полиции, - весь этот материал скомпонован в рамках 19-го тома. Трудная работа по надежному подтверждению авторства ряда документов затянула издание. Параллельно идет массовое выявление неопубликованных сталинских документов периода Гражданской войны, публикация которых станет значительным событием в историографии этого периода, а в отношении роли Сталина как политического, хозяйственного, военного деятеля в первые месяцы Советской власти, смеем утверждать, впервые даст полноценную картину. После этого едва ли можно будет по-прежнему лелеять мифы о кровожадности, военной безграмотности и организационной беспомощности Сталина – яркого представителя нового, большевистского типа руководителей, возглавивших борьбу рабочих, крестьян и солдат с помещиками, капиталистами и их зарубежными покровителями. На основе сталинских документов перед читателями разворачиваются драматические картины брестских переговоров и германской оккупации Украины, контрреволюционного мятежа чехословацкого корпуса, предательства офицеров Черноморского флота и самоотверженный героизм матросов-черноморцев, не выдавших суда германцам, многомесячной царицынской эпопеи – непрерывной битвы за хлеб и против неослабевающего натиска белоказаков. Свет увидят многие телеграммы В.И. Ленину, не публиковавшиеся ранее. И это только первый период Гражданской войны, который будет отражен в 20-м томе Сочинений (более половины документов будут опубликованы впервые!). В томе 21-м, который откроется подборкой текстов, посвященных роли Сталина в обороне Петрограда, завершится публикация документов по Гражданской войне.
Так и занимались бы мы томами 19, 20, 21 … (и далее), да вот объявили в путинской РФ-ии торжество патриотизма. Ровно тем же президентско-правительственным составом, каким нацпроекты по еще большему улучшению жизни утверждают и на Рождество с Пасхой попам поклоны бьют, нынче американцев поругивают и про Великую Победу вдруг вспомнили.
Оказывается, была такая победа, «российским народом» одержанная, вопреки «чудовищным репрессиям» и «административно-командной системе». Что ж, мы граждане сознательные, против такого поворота ничего иметь не могем! И лепту свою с удовольствием вносим.
И вот, отложив другие дела на потом, взялись мы за второе издание 14-16 томов сталинских Сочинений. За десять лет многое удалось уточнить, многое в архивах выявить. Вышли в свет несколько солидных сборников документов. Мы имеем прекрасную возможность представить читателям тома кардинально обновленные и дополненные.
В конце декабря 2007-го года переиздан 14-й том (1934-1941). Теперь охотники поспекулировать на теме советско-германского сотрудничества лишаются одного из излюбленных «документов»: опубликованного в начале 1991-м в сборнике «Оглашению подлежит: СССР – Германия. 1939-1941: Документы и материалы» под ред. Фельштынского «переводу» беседы Сталина с Риббентропом 23 августа 1939 года. Сопоставление этого подозрительного текста с немецким оригиналом показало ряд грубых тенденциозных искажений. Впервые читатели познакомятся с адекватным русским переводом этого важнейшего исторического документа. Впервые полностью публикуется выступление на совещании начальствующего состава Красной Армии 17 апреля 1940 года, посвященная подведению итогов финской кампании (сверено по двум архивным источникам). Также в том помещены любопытные указания на заседании в Кремле комиссии Главного Военного Совета 21 апреля 1940 года на ту же тему.
Подробно освещены сюжеты переговоров Сталина по экономическим и военно-техническим вопросам с представителями германского правительства в декабре 1939 – январе 1940 и поездки В.М. Молотова в ноябре 1940 года в Берлин (на материалах ежедневного обмена посланиями последнего с «Инстанцией», как в дипломатической переписке подписывал телеграммы Сталин). Ценность представляет систематизированное объединение всех этих документов, не оставляющее возможности произвольного неполного цитирования, сокращения или подмены документов. Бери и читай.
Отдельной темой, конечно же, является тема репрессий. Не удивительно, что личные указания вождя Ежову и Берии, которые он давал в виде резолюций на присланных материалах, не были включены в 14-й том в 1946 году. Мы же включили в книгу практически все, что известно на сегодняшний день. При этом надо понимать, что основная часть этих документов остается втуне, в Центральном архиве ФСБ. Наше обращение с просьбой поработать в фондах этого учреждения, хотя бы в личных фондах руководителей ОГПУ-НКВД, было вежливо отклонено по причине того, что в архиве, де, не содержится материалов, соответствующих задачам издания. Лишенные таким образом основной источниковой базы, мы были вынуждены обратиться к всевозможным научным изданиям, содержащим интересующие нас сведения. Главными из них стали многотомные сборники «Органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне» (издание охватывает период с 1938-го года) и «Сталин и Лубянка» (издание фонда мерзавца А.Яковлева). Обработанному буржуазной пропагандой человеку естественно было бы в итоге ожидать россыпи указаний вождя о том, кого расстрелять, кого вздернуть на дыбу, а с кого содрать кожу живьем. К сожалению, в этом отношении общественность ждет настоящее разочарование. Как оказалось, таких документов в природе не существует. А если они и есть, то тщательно скрываются современным режимом, видимо, с целью обелить и возвеличить личность Сталина.
Настоящей жемчужиной издания станет исправленный и дополненный 15-й, военный том. Поставленные перед необходимостью отобразить в книге общегосударственную, военную и дипломатическую деятельность Сталина в эти роковые для нашей страны и для всего мира годы, составители столкнулись с невозможностью помещения соответствующих документов под одну обложку. Знаменитые приказы наркома обороны, директивы СВГК и распоряжения Верховного Главнокомандующего, официальные обращения к советским предприятиям, учреждениям и отдельным гражданам, обширная переписка я с иностранными государственными и военными деятелями (прежде всего с Ф.Д. Рузвельтом и У. Черчиллем), стенограммы многочисленных встреч с американскими, британскими, польскими, чехословацкими, югославскими, венгерскими представителями, протоколы заседаний международных конференций с участием Сталина – все эти документы, снабженные самыми необходимыми комментариями и краткими персональными справками составят три отдельных книги – три части нового 15-го тома. По сути же, готовящееся издание претендует на первое достаточно полное освещение роли И.В. Сталина в Великой Отечественной войне.
С целью наиболее точного и полного освещения важнейших вопросов войны и мира, составители привлекли воспоминания непосредственных участников событий, служащие подчас ценным дополнением к официальным стенограммам заседаний и переговоров. Что касается контактов с англо-американскими союзниками, за правило было взято сличение советских стенограмм с англоязычными. В поисках последних были изучены фонды ленинской и исторической библиотек в Москве, а также книги и документы, находящиеся в Библиотеке конгресса, Рузвельтовской библиотеки в Олбани (США), коллекции документов, размещенные на официальном сайте Министерства иностранных дел Великобритании. Результаты исследований показали, что тексты записей обычно хорошо дополняют друг друга. В результате читатели впервые получат наиболее полное впечатление о тех или иных переговорах, попутно знакомясь с особенностями отражения их в различных вариантах записей. Комментарии, сделанные на основе рассекреченных в последние годы оперативных документов советской закордонной разведки, позволят адекватно воспринимать сталинскую позицию, исходя из того, насколько он был информирован о тех или иных умолчаниях со стороны тех же союзников, насколько твердо и грамотно отстаивал в контактах с ними интересы Советского Союза.
Серьезной переработке подвергся и 16-й том. Он также расширен на основании недавно опубликованных документов из Архива Президента (так назвали теперь архив Политбюро ЦК КПСС), позволяющих детально проследить процесс раскручивания «холодной войны», попытки Сталина отстоять политические плоды Великой Победы советского народа, познакомиться с нюансами взаимоотношений в социалистическом лагере.
Научная общественность, без малого два десятилетия убеждающая всех и вся в том, какое чудовище в лице отца народов беззастенчиво терзало Россию и угрожало всему цивилизованному человечеству, ратует (по ее ежечасным признаниям) за историческую правду. Мы делаем все, что от нас зависит, дабы правда эта стала доступна людям. Только вот обрадует ли правда нашу научную общественность?..
Комментарии