Ученые: на великие открытия способны только холостяки
На модерации
Отложенный
Признание Эйнштейна
Однажды Альберт Эйнштейн сказал: «Человек, который не сделал большого вклада в науку до 30 лет, никогда уже не сделает ничего важного». И этот постулат вроде бы подтверждают известные факты. Хоть и с небольшой натяжкой.
Самое большое достижение самого Эйнштейна — Общая теория относительности — вышло в свет, когда гению было 36 лет. Но специальная теория относительности и работа о фотоэффекте, за которые он стал лауреатом Нобелевской премии, были созданы, когда ему было всего 26.
Английский физик и математик, создатель теоретических основ механики и астрономии Исаак Ньютон разработал законы движения и теорию гравитации прежде, чем ему исполнилось 25 лет.
Английский физик-теоретик, один из основателей квантовой механики Поль Дирак, закончив свою работу в 25 лет, получил Нобелевскую премию по физике в 31 год.
Немецкий физик Вернер Гейзенберг «придумал» квантовую механику в 23 года.
Томас Эдисон изобрел фонограф в 30 лет.
Гульельмо Маркони придумал «беспроволочный телеграф» в 21.
У Алана Тьюринга принципы создания компьютера родились в 25 лет.
Джеймсу Уотсону было 25 лет, когда он вместе с Фрэнсисом Криком открыл двойную спиральную структуру ДНК. После этого он не сделал в науке ничего сопоставимого по значению.
Бобби Фишер выиграл мировое шахматное первенство в возрасте 29 лет и продержался на вершине до 32. Анатолий Карпов достиг того же в 24, а в 34 потерял звание чемпиона мира. Его победил 22-летний Гарри Каспаров, который, в свою очередь, в 34 года проиграл «младенцу» — компьютеру IBM.
Наши нобелевские лауреаты Жорес Алферов, Виталий Гинзбург и Алексей Абрикосов (живет в США) сделали свои открытия, за которые спустя годы удостоились высокой награды, в 31 год, 34 года и 22 года соответственно.
Не пройди мимо своего пика
— Конечно, знакомство с «гениальной» статистикой у любых людей может породить неприятные мысли о том, что они прошли мимо своего пика, — говорит доктор психологии из Калифорнийского университета Дин СИМОНТОН. — Особенно у физиков. Ведь они, подобно атлетам, обладают способностями, выходящими за среднестатистические рамки. И очень болезненно переживают, когда осознают, что уже не так хороши, как прежде. А на физических факультетах, увы, не учат тому, как справляться с кризисом, наступающим в 30 — 35 лет.
— Проблема действительно существует, но никто не говорит о ней прямо, — подтверждают аспиранты из Принстона. — Хотя миф, что известные ученые сделали все свои значительные открытия молодыми, очень силен.
Миф это или нет, и решил проверить доктор Симонтон. Он сделал «историометрический» обзор. То есть изучил биографии двух тысяч известных ученых и провел по ним статистические исследования. Вывод был неутешителен: возраст, когда личности в физике, математике и новых технологиях и в самом деле заметно обогащают своими свершениями науку, колеблется где-то в пределах 35 лет.
— Есть, конечно, примеры, когда талантливая работа выполнялась в более позднем возрасте, — говорит доктор. — Но это относится к областям, где творят медленнее и весь процесс меньше зависит от вспышек озарения, например, к истории, геологии или литературе. Судите сами: Толстой закончил «Войну и мир» и приступил к «Анне Карениной» в 40 лет. Достоевский дописал «Братьев Карамазовых» в 59. Гете издал «Страдания молодого Вертера» в 20, но «Фауста» закончил только в 80 лет.
Конечно, как в любом правиле, есть и исключения, но они, по словам ученого, не опровергают правило. Например, уже упоминавшийся Исаак Ньютон свой второй великий вклад в науку — принципы математики — создал, когда ему стукнуло 44.
Опасное супружество
Но почему пик творческой активности приходится на столь ранний возраст? У физиолога, профессора новозеландского Кентерберийского университета Сатоси Канадзава есть особая точка зрения.
В опубликованной в британском журнале New Scientist статье профессор, детально изучивший биографии 280 великих ученых, доказывает, что гении свои самые значительные деяния совершали непременно… до женитьбы. Статистически такой вывод относится к 65 процентам исследованных случаев.
— В падении пика творческой активности возраст часто ни при чем, — говорит профессор. — Гениальные мужчины, сколько бы им лет ни было, перестают творить, стоит им жениться. Мои исследования показали, что в течение пяти лет после заключения брака почти четверть женатых ученых пишут последнюю значительную работу, после чего исчезают из науки.
Канадзава объясняет этот факт тривиальным воздействием повышенного содержания тестостерона в мужском организме, что, в свою очередь, вызвано «стремлением понравиться противоположному полу». В молодости, считает исследователь, мужчина испытывает острую потребность в состязательности, жаждет славы и ищет успеха у женщин. А после того как ученый остепенился, успокоился, уровень тестостерона падает, и жажда творчества постепенно сходит на нет. Но и у этого правила есть исключения. Например, сэр Александр Флеминг открыл пенициллин в возрасте 47 лет, будучи женатым уже 13 лет.
В выборке Канадзавы слишком мало женщин-ученых, чтобы делать серьезные выводы относительно его теории, однако ряд примеров говорит скорее об обратной тенденции. Так, Мария Кюри получила докторскую степень в возрасте 36 лет, к тому времени она состояла в браке уже 8 лет. И лишь спустя 7 лет ей удалось получить чистый радий. Розалинда Франклин провела дифракционные исследования молекул ДНК рентгеном, оказавшиеся решающими для открытия Уотсоном и Криком двойной спирали, когда ей было за 30. Любопытно, что она вообще никогда не была замужем.
МНЕНИЕ СКЕПТИКА
С мозгами что-то происходит
Кандидат медицинских наук, научный сотрудник Центра геронтологических исследований Владимир ГЕОРГИЕВ:
— Чтобы достигнуть выдающихся результатов, можно, конечно, развестись, проводить все время на работе и не спать ночами в поисках новой идеи. Пожилые ученые могут лишь тешить себя подобными иллюзиями: это ничего не изменит. Все-таки с возрастом мозги меняются не в лучшую сторону. В первую очередь начинает выходить из строя «рабочая память», которая быстро и сразу достает с «полок» сознания все необходимые данные, нужные для решения задачи. Физики, шахматисты и изобретатели должны сохранять множество мыслей одновременно, а «рабочая память» — это то место, где этими знаниями и мыслями можно манипулировать, чтобы упорядочить их и превратить в новые идеи. По мнению некоторых исследователей, «рабочая память» достигает своего максимума в 30 лет, после чего ее возможности постоянно снижаются. Может быть, поэтому Эйнштейн был не в состоянии открыть новые теории после 36 лет и не мог принять новые теории вроде квантовой механики.
Есть, конечно, и чисто физиологические проблемы, возникающие с возрастом. Если в молодости можно работать 48 часов подряд без сна, то в 40 или 50 лет такое уже трудно сделать. Также есть физиологический «фактор скорости». В молодости мы не только ходим и говорим быстрее, но и думаем стремительнее. Однако, например, в шахматах более старшие игроки играют намного лучше молодых и выигрывают, правда, когда не запускают часы.
МНЕНИЕ ОПТИМИСТА
Женщины вдохновляют на подвиги
Кандидат психологических наук, сексопатолог Владислав ГЮРУШАН:
— Исследования доктора Канадзавы касаются только представителей точных наук. А поэтов, писателей, художников, композиторов женщины вдохновляют. И чем больше у них жен, любовниц, детей, тем больше они создают великих произведений.
Встречи Вольфганга Гете с красавицей Фредерикой вдохновили его на создание бессмертного «Фауста». Несчастной любви к 19-летней Шарлотте человечество обязано появлением шедевра «Страдания молодого Вертера». Невесте Элизабет, так и не ставшей его женой, поэт посвятил цикл стихотворений «Тоска» и «Осенью».
Исследователи творчества Маяковского перечисляют десятки имен его пассий, но только одной своей истинной любви — Лиле Брик он посвятил свое творчество.
У Александра Дюма-отца якобы было 500 любовниц и куча внебрачных детей.
У юного Оноре де Бальзака первой любовью была 43-летняя Лаура де Берни, мать девятерых детей. А последней — графиня Эвелина Ганская, многолетний роман с которой завершился браком почти перед самой его смертью.
У Ги де Мопассана было множество увлечений и, по собственному признанию, ни одной истинной любви.
Жорж Сименон, создатель образа знаменитого комиссара Мегрэ, как-то признался, что у него было десять тысяч женщин. Может, это обычное мужское хвастовство. Однако вторая жена писателя Дениз внесла поправку — 12 тысяч! Якобы по написании каждой книги его страсти не стихали, и он сразу же мчался к проституткам, меняя их по 4 — 5 за вечер.
Ференц Лист развлекался со своими ученицами, которые годились ему во внучки.
Пабло Пикассо еще при жизни считали донжуаном. У него было много официальных и непризнанных детей.
Весьма любвеобильными были также Стендаль, Герберт Уэллс, Максим Горький, Эрнест Хемингуэй, Виктор Гюго.
Комментарии