Наркотик без рецепта: пресечь снабжение наркоманов через аптеки может только правительство
На модерации
Отложенный
Факты безрецептурного отпуска в некоторых московских аптеках пользующихся с просом среди наркоманов препаратов подтвердились. В пятницу в ходе рейда по аптечным пунктам оперативниками ФСКН РФ по Москве удалось приобрести запрещенный к свободной реализации препарат буторфанол без рецепта. В рейде принимал участие корреспондент РБК daily. Несмотря на все усилия, закрыть аптеки, в которых без рецепта отпускают анальгетики-опиаты, пока не получится. Причина – отсутствие законодательной базы.
Около 14.30 в пятницу микроавтобус с оперативниками московского ФСКН и корреспондентом РБК daily припарковался на стоянке возле рынка у станции метро «Петровско-Разумовская». Оперативники предупредили, что, скорее всего, в засаде придется провести довольно много времени. Ведь днем активность наркоманов не высока – контингент подтягивается к проблемной аптеке (ИП Мамадалиев Б.К. ИНН 771300070903), расположенной между выходом из метро и железной дорогой, ближе к вечеру. За аптечным пунктом было установлено наблюдение. Но вскоре и за микроавтобусом наркополицейских тоже начали следить. Вокруг него крутился человек в штатском. Он несколько раз пытался незаметно заглянуть внутрь. Затем зашел в аптеку, о чем-то переговорил с персоналом. Потом его опять можно было наблюдать неподалеку от автобуса. В это время рядом постоянно прохаживались сотрудники охраны торгового комплекса. Они многозначительно поглядывали на автобус, поигрывали пневматическим оружием, несколько раз перекидывались парой слов с наблюдателем. Примерно в 16.00 оперативниками была предпринята первая попытка купить буторфанол без рецепта. Однако продавщица хмуро заявила оперу, игравшему роль наркомана, что «бутика нет и не будет». Складывалось ощущение, что горе-аптекарей, деятельность которых уже давно заинтересовала органы, кто-то предупредил. Было принято решение демонстративно отъехать от рынка, припарковаться в соседнем квартале и выждать. Около 17.00 наркополицейские предприняли вторую попытку закупки. «На дело» пошел уже другой сотрудник. К этому времени расположение духа аптекарши явно улучшилось. Второму ходоку было обещано, что «бутор» будет после 18.00.
В половине седьмого вечера ситуация вокруг аптеки изменилась. Затишье закончилось. Буквально в 20 метрах от входа можно было наблюдать нескольких подростков «наркоманского» вида, которые приставали к прохожим и попрошайничали. Некоторых уже штормило. На полу в общественном туалете рядом аптекой уже валялись первые использованные шприцы. Третья попытка контрольной закупки увенчалась успехом. Оперативник без лишних разговоров и предъявления рецепта купил один блистер (5 ампул) буторфанола. Правда, ему пришлось переплатить. Дав продавщице пятисотрублевую купюру, он получил лекарство и всего 100 рублей сдачи. При том, что закупочная цена на препарат – 127 рублей 60 копеек. Таким образом, появились основания для официального визита в аптеку. Опергруппа в полном составе зашла в помещение и, предъявив документы, предложила запротоколировать факт безрецептурной продажи препарата по спекулятивной цене. Женщины за прилавком отреагировали мгновенно. Уже через 30 секунд старшему оперативнику был передан мобильный телефон. На связи оказался представитель хозяев аптеки. Он обещал быстро приехать и «все решить». Без него сотрудничать с полицейскими или оформлять протокол фармацевты отказались. Торговля в аптеке была временно прекращена. Продавщицы забаррикадировались в служебном помещении, и открывать дверь не желали категорически. Женщина, продавшая препарат без рецепта, особо не волновалась. Она даже позволяла себе шутить и кокетничать с оперативниками. «Почему вы мне грубите, называете меня женщиной, – возмущалась она. – Я требую, чтобы меня называли девушкой». Когда ей задали прямой вопрос, знает ли она, будучи фармацевтом, что буторфанал – это любимое «лекарство» наркоманов, она лишь улыбнулась.
Тем временем, в аптеку буквально каждые 15 минут заглядывали молодые люди с трясущимися руками, расширенными зрачками и в грязной одежде. Многим из них на вид не было и 16 лет. Видя, что в помещении происходит нечто необычное, они тут же пытались ретироваться. Их задерживали и спрашивали, что им в аптеке, собственно, было нужно. Ответ был почти у всех стандартный: «Я в соседнем ларьке пива хотел купить, а там на мелочь не продают, вот и хотел здесь мелкие деньги поменять».
Стоит заметить, что у каждого из них карманы были полны металлических монет и десятирублевых купюр. Кое-кто из самых юных клиентов аптеки чуть раньше был замечен в процессе сбора этого «урожая» рядом со входом. «Сегодня они еще не наглеют, – заметил один из оперативников. – Прошлый раз в другой аптеке один товарищ постарше, чем эти, прямо сказал: давайте заканчивайте поскорей и уезжайте. Он и не отрицал, что «бутор» хочет купить. И не боялся ничего – знал, что не можем мы его привлечь за покупку. Это ж не наркотик. А еще он знал, что как только мы уедем, торговля вновь начнется». Впрочем, не все потенциальные клиенты спешили удалиться. Одни высокий и очень худой молодой человек в рваном пальто и грязных джинсах простоял, облокотившись на витрину аптеки, примерно минут 30. Ему явно было плохо. Он был просто не в силах нормально перемещаться и отвечать на вопросы. В конце концов, волевым усилием парень оторвался от стены и побрел, раскачиваясь и что-то бессвязно бормоча, в сторону моста через железную дорогу.
Представитель хозяина приехал спустя час не один, а с группой поддержки в лице юриста-консультанта весьма респектабельного вида. Только после этого оперативникам удалось попасть в служебные помещения. В результате, протокол обследования помещений все-таки был оформлен. В нем зафиксировано, что на текущий момент в аптеке имеется ровно столько же буторфанола, сколько было ранее получено по документам. Откуда взялись неучтенные 5 ампул – не совсем понятно. Продавщица же дала объяснение, что отпустила товар без рецепта по невнимательности. Консультант юрист обещал, что у проводивших осмотр и закупку будут неприятности. В этот же день подобные оперативные проверки проводились еще в двух аптеках – на «Войковской» и в районе метро «Текстильщики». Проверялись факты безрецептурной торговли не только буторфанолом, но и коаксилом – лекарствами, популярными у наркоманов в силу своей дешевизны по сравнению с героином. «Весь этот фармакологический беспредел начался несколько лет назад, когда в Москве стало труднее достать героин, – сообщил РБК daily оперативный сотрудник столичного ФСКН. – А потом наркоманы вошли во вкус. Лекарства, вместо наркотика – это дешево и сердито». В аптечном пункте на Люблинской улице также была произведена удачная контрольная закупка. Однако ни там, ни на «Петровско-Разумовской» никакая серьезная ответственность провизорам и владельцам аптек не грозит.
«За безрецептурную продажу того же буторфанола мы даже не можем привлечь аптеку к административной ответственности, – заявил РБК daily заместитель начальника Службы по контролю за легальным оборотом наркотиков ФСКН РФ по городу Москве Михаил Ермаков. – Мы можем уведомить о происходящем Росздравнадзор. После чего они проводят свои проверки. И уже по результатам этих проверок могут административно наказать аптеку. Теоретически, возможно лишение лицензии. Но это максимум». Впрочем, при огромных оборотах в «наркоаптеках» вопрос с лицензией выглядит вполне решаемым. По словам г-на Ермакова, некоторые столичные аптечные киоски делают на одном буторфаноле до 300 тысяч долларов в месяц, а некоторые фабрики штампуют его в три смены.
«Ситуацию могло бы изменить внесение этого препарата наряду с коаксилом в список лекарств, за безрецептурный отпуск которых предусмотрена уголовная ответственность, – сообщил РБК daily Михаил Ермаков. – Это развязало бы нам руки. А аптеки моментально перестали бы торговать тем же буторфанолом, опасаясь серьезных проблем. Срок, предусмотренный за такого рода действия – до 8 лет лишения свободы». В московском ФСКН утверждают, что соответствующее предложение направлено этой структурой совместно с мэром Москвы в правительство России уже давно. Разговоры же про ведение уголовной ответственности за продажу данных лекарств без рецепта и усилении контроля за их оборотом идут с 2005 года. Однако решения на правительственном уровне до сих пор нет. Между тем, судя по ажиотажному спросу в аптеках, дорог каждый день. Количество «лекарственных» наркоманов в столице начинает расти в геометрической прогрессии. И чем дольше будет затягиваться решение данного вопроса, тем серьезнее будут последствия от удара «наркотического цунами».
Комментарии