Революция от Radiohed: последствия и прогнозы

На модерации Отложенный

10 декабря был прекращен свободный доступ к альбому "In Rainbows" группы Radiohead. Музыкальные файлы были доступны на сайте всего около двух месяцев. Тем не менее, этот шаг музыкантов уже успели назвать революцией в музыкальной индустрии. Их действия одних удивили, других заставили по-новому взглянуть на привычный бизнес, третьим позволили задуматься о продажах и покупках музыкальных записей. Равнодушных к этому событию в музыкальном мире практически не было. Сейчас решение Radiohead кажется вполне логичным на текущем этапе развития музыкальной индустрии.

Напомним, что в октябре музыканты Radiohead разместили на собственном сайте свой новый альбом "In Rainbows" с возможностью его бесплатной загрузки. Музыканты предложили всем желающим оценить его стоимость самостоятельно и заплатить за альбом по желанию. Кроме этого, фанатам была представлена возможность приобрести специальный комплект стоимостью около 80 долларов, который содержит альбом на диске, два винила и бонус-CD с фотографиями, видеозаписями и арт-работами Radiohead.

Надо отметить, что треть скачавших музыку оплатили труд музыкантов, исходя из собственных оценок из творчества. Согласно статистике сайта группы, в среднем за загрузку альбома пользователи платили около 8 долларов. Примечательно, что продажа диска через онлайн-магазин iTunes обошлась бы музыкантам дешевле – не более 1,50 доллара с копии. А если вспомнить, что группа не делает никаких отчислений рекординговой компании, то станет очевидно, что музыканты неплохо заработали на своем "бесплатном" альбоме.

Пример Radiohead оказался заразительным – все больше музыкантов начинают предлагать музыку в онлайне совершенно бесплатно, что, естественно, вызывает беспокойство сотрудников музыкальных лейблов, ведь если новый опыт обернется тенденцией, их существование в цепочке музыкант–слушатель станет никому ненужным.

Возможно, именно по этой причине критики и бизнесмены поспешили сделать заявления, в которых говорилось, что распространяя свою музыку таким же образом, как это сделали участники Radiohead, музыканты "принижают" значение собственного творчества. Ники Вайр (Nicky Wire) так прокомментировал действия Radiohead: "Всегда существовал определенный рынок, какие-то правила продажи и покупки, и тут музыка стала цифровой – это тревожит.

Загружая музыку бесплатно, пользователь тем самым разрушает всю систему".

В последнее время отмечается неуклонное снижение объемов музыкальных продаж. Причин этому явлению множество, одна из них – развитие пиратства, условий, позволяющих бесплатно скачивать музыку в Интернете.

С падением продаж музыки на "твердых" носителей – компакт-дисках – музыкальный бизнес смирился уже давно. Теперь же речь идет о том, что точно так же будут уменьшаться доходы от продаж цифровой музыки. Если музыканты последуют примеру Radiohead, то, во-первых, многие слушатели начнут скачивать музыку бесплатно, а во-вторых, добровольная плата за загруженные композиции попадет не в карман музыкальных лейблов, а достанется непосредственно музыкантам.

Модель, используемую Radiohead, назвали "Street Performer Protocol (SPP)" - "Протокол уличного музыканта". Ведь в этом случае слушатель сам определяет размер вознаграждения музыкантов, который зависит от того, насколько ему понравилась прослушанная музыка.

Правда, именно группа Radiohead может себе позволить раздавать плоды своего творчества бесплатно, ведь она является одной из самых востребованных гастрольных групп, дающей множество концертов и получающей доходы от роялти.

Что же касается музыкальной индустрии в целом, то, несмотря на действия Radiohead и возможные аналогичные шаги других музыкантов, страдать от отсутствия доходов бизнес не будет. Только за последний год рост доходов от концертов и торговли сопутствующей им атрибутикой составил 4%, продажа музыкальных произведений в цифровых форматах выросла на 46%, рост продаж рингтонов составил 86% только в прошлом году. Увеличились даже продажи музыки на виниле. А если сюда же отнести объемы продаж iPod’ов, то можно вспомнить, что здесь рост составил только в этом году 31%. Снижение наблюдается лишь в сегменте продаж компакт-дисков (18%), в остальных сегментах ситуация замечательная.

Ну, а действия Radiohead должны заставить музыкальную индустрию по-новому взглянуть на свой бизнес в условиях цифрового музыкального рынка, в условиях развития пиратства и возможностей свободного доступа к музыкальному контенту. Те, кому удастся приспособиться к этим новым условиям, смогут "вписаться" в рынок и получать прибыль и в будущем.