Готова ли Россия признать Абхазию и Южную Осетию после отделения Косово?

На модерации Отложенный

Грузия опять обиделась на Россию. Наших наблюдателей не пригласят на внеочередные президентские выборы 5 января. И.о. президента Нино Бурджанадзе передумала поздравлять своего коллегу по парламентской должности Бориса Грызлова с победой его партии на выборах в Госдуму. Такие тяжкие последствия имело неосторожное высказывание лидера “ЕдРа”, который сразу же после победы своей партии сообщил о возможности рассмотрения Госдумой вопроса о признании независимости Абхазии и Южной Осетии уже в январе 2008 года.

Все понимают, что столь необычная смелость депутатов говорит о том, что в Кремле уже приняты (или вот-вот будут приняты) какие-то решения. Поэтому самое время в последний раз хорошенько подумать: соответствует ли признание Абхазии и Южной Осетии интересам России?

Времени на размышления у нас остается все меньше. Секундомер включен, как объявил еще минувшим летом президент Грузии Саакашвили. Причем включили этот секундомер вовсе не в Тбилиси. Близится “час Х” в судьбе сербского края Косово…

По мнению наблюдателей, Косово получит независимость в ближайшие месяцы. Албанское большинство края готово провозгласить ее в одностороннем порядке хоть завтра — после чего, вероятно, последует признание нового государства со стороны некоторых западных правительств. Москва получит очередную публичную оплеуху, после чего от нее в ультимативной форме потребуют признать “уникальность” косовского случая. О том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, эксперты предупреждали уже давно. Остается лишь надеяться, что у руководства страны есть четкий план действий на этот случай. 

Симметричный ответ

Еще 30 января 2006 года президент Путин на совещании с членами правительства недвусмысленно предупредил: “Все варианты предложенных решений (по статусу Косово. — “МК”)... должны иметь универсальный характер”. Сказано предельно четко. Однако среди российской правящей элиты до сих пор нет единого мнения по непризнанным республикам. Хотя вроде бы никто не спорит с тем, что признание Западом Косово создает прецедент. “Справедливость требует признания Абхазии и Южной Осетии по меньшей мере в том объеме, в котором признаются Косово и Северный Кипр, — говорит бывший руководитель управления Администрации Президента РФ Модест Колеров. — Эта справедливость универсальна. Когда статус Косово изменится, повысятся и наши требования справедливости в отношении этих непризнанных республик”. По мнению Колерова, “уже сейчас Абхазия и Южная Осетия всеми признаются государствами де-факто. Они как признанные стороны конфликтов имеют неотъемлемое право на политическое представление своих интересов, свободу внешнеэкономической деятельности, самостоятельной образовательной и информационной политики”.

Главный аргумент противников признания таков: сделав этот шаг, мы окончательно и навсегда потеряем Грузию.

Аргумент странный, потому что потерять можно лишь то, что имеешь. Грузию мы уже давно потеряли. На самом деле курс на отрыв от России был взят республиканской элитой еще в последние годы советской власти: диссидент Тегиз Гудава, например, вспоминал, как следователи КГБ, допрашивавшие его в 1985 году в Тбилиси, уверяли что они за независимость Грузии и проклинали русских. Саакашвили изначально был запрограммирован на выполнение главной задачи: превратить Грузию в американский плацдарм на Кавказе. По нашей информации, грузинскому президенту делались предложения со стороны высших руководителей России: помочь найти общий язык с Абхазией в обмен на отказ от вступления в НАТО. Они были отвергнуты.

В Грузии нет ни одной серьезной пророссийской силы, политики, симпатизирующие нашей стране, сидят в тюрьме, а те, кто выступает хотя бы за военный нейтралитет Грузии, объявляются “агентами Кремля”. Их не допустят к власти. 5 января, одновременно с президентскими выборами, в Грузии состоится и референдум о вступлении в НАТО. Нас уверяют, что за НАТО в Грузии — 80%. Так ли это на самом деле, мы едва ли узнаем. Потому что вряд ли может считаться вполне свободным волеизъявление народа в условиях, когда власть бесстыдно сообщает гражданам, что прослушивает все их телефонные разговоры.

Похоже, вопрос о вступлении Грузии в НАТО будет решен без учета интересов России. Так что у нас уже давно нет выбора между Абхазией и всей Грузией, в чем нас лукаво убеждает Тбилиси и его «группа поддержки» в Москве. У нас есть всего лишь выбор, где именно будет проходить граница альянса: по реке Ингури или Псоу. Ингури для нас предпочтительнее, просто потому что дальше от наших границ.

 

Выбора нет

Наши “оппортунисты” также утверждают, что признание невыгодно именно сейчас, когда в Грузии решается вопрос о власти. Якобы вся нация объединится вокруг Саакашвили, и он опять выиграет выборы.

Но до выборов в Грузии Москва уже ничего сделать не успеет. Если какие-то шаги последуют, то явно после 5 января.

По мнению политолога Александра Скакова, если сразу после легализации Косово мы не признаем хотя бы Абхазию, шанс будет упущен, потом сделать это будет намного сложнее. “Только признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии может остановить движение Грузии в сторону НАТО, — считает Скаков. — Запад не оставляет нам другого пути”.

Конечно, российской правящей бюрократии было бы гораздо спокойнее оставить все как есть. Но проблема в том, что сохранение статус-кво невозможно. Грузия продолжит провокации с целью вытеснения наших миротворцев. Став членом НАТО (ее пригласят скорее всего в 2008—2009 годах), она сможет напасть на абхазов и осетин почти безнаказанно: ведь для России военное вмешательство будет означать полномасштабную войну с альянсом. Абхазов и осетин ждет в этом случае судьба косовских сербов: они будут изгнаны со своей родины. “Единственная альтернатива признанию независимости Абхазии и Южной Осетии — обязательство НАТО не принимать в состав альянса Грузию до урегулирования этих конфликтов”, — утверждает Александр Скаков.

Но такой поворот событий маловероятен. Поэтому Москве надо определяться как можно быстрее: либо признать Абхазию и Южную Осетию как независимые государства, либо забыть о них навсегда, а вместе с ними — и о российском Северном Кавказе. 

НАСКОЛЬКО ВЫГОДНО РОССИИ ПРИЗНАНИЕ АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ?

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Модест КОЛЕРОВ:

— Справедливость не сводится к бухгалтерскому подсчету выгоды. Если мы не защитим народы Абхазии и Южной Осетии, если мы не защитим наших российских граждан, составляющих большинство населения Абхазии и Южной Осетии, то мы создадим очень опасный прецедент, который не объяснишь никакими “выгодами”. Мы не защитим себя и свою страну.

Александр СКАКОВ:

— Главная выгода — невступление Грузии в НАТО: никто не примет в состав альянса страну, находящуюся в состоянии территориального конфликта со своим соседом. В случае признания миротворческие силы в соответствии со сразу же заключенными договорами могут быть заменены частями Российской армии, руки у которых будут в полной мере развязаны. Россия получит крайне необходимые для нас порты на Черном море. И главное — будет продемонстрирована готовность России защищать как своих граждан, так и свои интересы.

Грузия безусловно выйдет из СНГ, что к лучшему: она уже довольно давно выполняет в Содружестве роль “троянского коня”. На Западе надо быть готовыми к истерике, но каких-либо реальных последствий не будет, санкции против нас никто не введет. Тем более учитывая их поведение в вопросе Косово.

Можно сказать так: одностороннее признание независимости Абхазии и Южной Осетии — не самый лучший путь, чреватый проблемами. Но их непризнание — гораздо опаснее. К сожалению, нам не оставляют другого выбора.

На фото:

Пока косовары, размахивающие своими и американскими флагами, требуют немедленной независимости Косово, Россия предупреждает, что в случае одностороннего объявления независимости края будет требовать у Совбеза ООН аннулировать это решение. Об этом заявил российский представитель в тройке посредников по косовскому урегулированию Александр Боцан-Харченко.