Олег Дерипаска, несмотря на дурную репутацию в западных и отечественных бизнес-кругах, по-прежнему находит партнеров, которых ждет печальная участь
На модерации
Отложенный
Несколько дней назад стало известно, что развязка скандальной «никелевой драмы» приблизилась к финалу: совладелец «Норильского никеля» Михаил Прохоров согласился продать блокирующий пакет акций владельцу «Русского алюминия» Олегу Дерипаске. Причем эта сделка, которая может состояться уже в конце декабря, оценена в сумму на 3 млрд долл. меньше, чем аналогичное предложение г-на Прохорова «Интерросу», подконтрольному его партнеру Владимиру Потанину.
Удивительно, как эта сделка некоторыми обстоятельствами напоминает другую, десятилетней давности. В 1997 году поссорились братья Лев и Михаил Черные, известные с середины 90-х воротилы в сфере алюминия. К моменту ссоры Черных процесс раздела российской металлургии в целом закончился путем беспощадного отстрела конкурентов. Все металлургические активы приобретались на «отмытые» от налогов в офшорах деньги. Там же, в офшорах, отечественные предприятия и получили прописку. Встала проблема легализации капитала новых собственников. Из-за этого, собственно, Черные и разошлись.
Так или иначе, но Михаил Черной вынужден был продать Дерипаске свою долю в бизнесе, при этом, по его собственному признанию, Дерипаска недоплатил ему порядка миллиарда долларов. Война была неизбежна.
В феврале 1998 года внеочередное собрание акционеров Саянского алюминиевого завода приняло решение о дополнительной эмиссии акций завода. В результате доля Черного уменьшилась с 37 до 15 % акций. С этого момента Дерипаска резко усиливает свою личную охрану и начинает готовиться к решающему сражению.
Первым делом Дерипаска создает развитую структуру безопасности своего бизнеса. Сюда входят:
- оперативная группа, которая занимается «разработкой» конкурентов и проведением активных мероприятий по дезинформации;
- аналитическая группа, которая занимается информационным прикрытием проектов;
- группа «лоббистов», занимающаяся «работой» в госструктурах и правоохранительных органах.
В этой структуре работают в основном бывшие сотрудники ГРУ, КГБ-ФСБ и МВД.
О связях Дерипаски с Лубянкой поговаривали с самого первого дня пребывания Олега Владимировича в бизнесе, когда, еще будучи студентом МГУ, после службы в армии он работал финансовым директором «Военной инвестиционно-страховой компании». Затем, учредив серию АОЗТ - «Киев-Алюминпродукт», «Красноярск-Алюминпродукт», «Рос-Алюминпродукт» и «Самара-Алюминпродукт», он начал скупать для Черных акции алюминиевых заводов. Все фирмы Дерипаски были учреждены кипрскими офшорами со статусом «без фактического присутствия на Кипре»: GRASHAM INVESTMENT Ltd. и ALPRO ALUMINIUM PRODUCTS Ltd. К примеру, «Киев-Алюминпродукт» и его собратья по Самаре и Красноярску были зарегистрированы в Москве по Шмитовскому проезду, д. 2, к. 2, кв. 5. По этому адресу проживала семья, которая ни о каких алюминиевых продуктах ничего не слышала. «Рос-Алюминпродукт» числился по адресу: Красная Пресня, д. 9, стр. 3, в старом четырехэтажном здании, где преобладали коммуналки.
Сейчас все это Дерипаска вспоминает, быть может, с ностальгией о лихих временах. Неизвестно, правда, какие чувства испытывают братья Черные, потерявшие крупный бизнес в России в результате совместных действий молодого и крайне энергичного человека, выходцев из спецслужб и их подопечных из бандитских группировок.
Примечательный факт: неординарный во всем Дерипаска оставался таким даже в своих отношениях с конкурентами. По странному стечению обстоятельств российские бизнесмены гибли от пули киллера на модных курортах Запада.
Неудивительно, что немецкая пресса заинтересовалась неизвестным молодым олигархом из далекой России. Журнал «Шпигель», например, поместил журналистское расследование, в котором недвусмысленно заявлялось, что по «заказу Дерипаски бандиты осуществляла физическое устранение конкурентов олигарха».
Речь шла о судебном процессе, который проходил в Штутгарте. Обвинялись некий 41-летний Александр А. и трое его сообщников, члены измайловской группировки, в убийствах и отмывании денег. А еще обвинение указывало на связи Олега Дерипаски с этой бандой, которая, как полагало следствие, по его заказу осуществляла даже физическое устранение его конкурентов.
По сведениям прокуратуры Штутгарта, «измайловские» в ходе кровавых разборок за долю в российской алюминиевой промышленности сколотили капитал в размере 800 млн долларов за счет заказных убийств и выкупов, выбитых шантажом. После того как в 2001 году лидер измайловцев Антон Малевский погиб, прыгая с парашютом во время отпуска в Южной Африке, группировку возглавил обвиняемый Александр А., правая рука покойного.
Прокуратура предъявила огромное количество доказательств. Свидетели связывали Дерипаску с измайловским преступным сообществом, причем, особую изюминку обвинению придавало то, что Дерипаска инвестирует в Германию огромные суммы и при этом абсолютно «безнаказанно». Имеется в виду не кто иной, как российский олигарх Олег Дерипаска.
Дело в том, что совладелец крупнейшего в мире производителя алюминия приобретает акции не только концерна Chrysler. В Германии Дерипаска приобрел 9,99% немецкой строительной компании Hochtief, в Австрии – 30% крупнейшего в мире строительного концерна Strabag SE, который, в свою очередь, владеет 66% германского Strabag AG.
«Шпигель» пишет: «При этом Дерипаска, как утверждает прокуратура Штутгарта на основе показаний свидетелей, в 1990-е годы был связан с измайловской ОПГ. Во времена дележа алюминиевой промышленности по заданию олигарха члены преступного сообщества запугивали или даже физически устраняли конкурентов Дерипаски. В ходе этого сотрудничества давались взятки судам и было совершено покушение на вице-губернатора Кемеровской области. В результате Дерипаске удалось получить контроль над металлургическим комбинатом в Новокузнецке».
С Америкой, где бизнес и криминал принято четко разграничивать, подобные «казусы» не проходят. Впервые въезд в США был закрыт Олегу Дерипаске в 2000 г. — тогда он не смог принять участие в проходившем в Нью-Йорке бизнес-форуме. В 2001 г. Дерипаска не смог поехать на Всемирный экономический форум в Давосе. В 2006 г. запрет Дерипаске на въезд в США был возобновлен.
В тех странах, куда въезд Дерипаске пока не запрещен, у местных бизнесменов наблюдаются серьезные проблемы. Например, в Чехии. Чешские совладельцы "Ингосстраха", принадлежащие структурам PPF Investment, мучительно добиваются отмены допэмиссии акций "Ингосстраха". Иностранные инвесторы настаивают на том, что их долю в страховщике (38,5%) пытаются размыть структуры Олега Дерипаски. Юристы считают, что методы отлучения миноритариев от участия в собрании акционеров "Ингосстраха" ранее были распространены у рейдеров, но сейчас устарели.
На виду и другие «несчастные» партнеры Дерипаски. В настоящее время Дерипаска со скандалом старается увеличить свой пакет акций в концерне Hochtief и приобрести еще 25%. В России он купил компанию "Русснефть" олигарха Михаила Гуцериева, который находится в федеральном розыске в связи с обвинением в уклонении от уплаты налогов. Гуцериев уехал из России после загадочного несчастного случая, унесшего жизнь его сына.
Лично знающие Дерипаску отмечают, что в партнерах и в служащих своей корпорации он не видит людей. Считает, что деньги могут все. Люди для него не соратники, а средство достижения цели. Это отталкивает от него многих. (И разрыв в конце 1999 года с Чубайсом, в тандеме с которым он мог бы обанкротить всю страну, был, скорее всего, именно на этой почве.)
Кого-то отталкивает, а для кого-то момент осознания собственной доверчивости сопровождается личной трагедией, будь то потеря бизнеса или свободы. Потеря жизни, как правило, уже не оценивается.
Комментарии