Наблюдатель Андреас Гросс: Без нарушений Владимир Путин получил бы 35-40% голосов

На модерации Отложенный Партия Владимира Путина получила 64% голосов на воскресных парламентских выборах. Наблюдатель Андреас Гросс говорит о манипуляциях

Воскресные парламентские выборы в России, анонсированные как плебисцит в поддержку президента Владимира Путина, превзошли пророчества. На всей территории "Единая Россия" получила 64,1% голосов. Однако в Чечне результаты партии составили... 99%. ОБСЕ в понедельник выступила с осуждением "злоупотребления властью". Оппозиционер Гарри Каспаров назвал голосование "самыми нечестными выборами" в "современной истории России". Поступила информация о многочисленных нарушениях. Берлин, Лондон, Вашингтон и даже Варшава выразили свою "обеспокоенность". По возвращении в Швейцарию национальный советник Андреас Гросс, присутствовавший на Урале в качестве наблюдателя от Совета Европы, рассказывает.

- Заметили ли вы нарушения?

- Я присутствовал на избирательном участке, расположенном в ближайшем к европейской части регионе Сибири – довольно либеральном для России. Там живут представители многих национальностей. Поэтому нельзя сказать, что там преобладают националисты или путинисты. С технической точки зрения я не заметил манипуляций со списками или двойного голосования, о которых сообщают наблюдатели из других регионов. Однако даже если бы оказалось, что выборы проходили корректно, легитимность результата все равно неоднозначна, так как избирательный процесс был спорным.

- Что это значит?

- Оппозиция была исключена из голосования из-за нового избирательного законодательства. Чтобы участвовать в парламентских выборах, партия, еще не представленная в Думе, должна собрать 200 тыс.

подписей и 2 млн евро. Кроме того, вместо прежних 5% теперь для прохождения необходимо 7% голосов. Три из четырех прошедших в Думу партий – детища Путина и Кремля. В политических дебатах доминировали деньги и ресурсы уходящей власти. Структурное – и физическое в ходе недавнего разгона демонстраций – насилие применяется в отношении гражданского общества и оппозиции.

- Была ли необходимость в таких манипуляциях?

- Совершенно не было. Без нарушений партия Владимира Путина, без сомнения, получила бы 35-40% голосов, что уже является солидной поддержкой. У Путина не было необходимости в подобном авторитаризме, который свидетельствует о нервозности и слабости власти. Кремль испытывает иррациональный страх перед повторением в Москве грузинского и украинского сценария. Он переоценивает влияние Вашингтона, и именно поэтому Путин развивает столь агрессивный дискурс в отношении США и Западной Европы. Дело в том, что такие результаты позволяют президенту изменить конституцию. Это вызывает большое беспокойство.

- Многие правительства, особенно в Европе, выражают обеспокоенность. Что дальше?

- Европейский союз очень сильно зависит от российской экономики и энергетики. Он не пойдет дальше. Совет Европы, напротив, имеет возможность действовать иначе: мы не готовы поставить торговлю выше прав человека. Один русский был главным фаворитом на пост главы Парламентской ассамблеи Совета Европы, выборы которого состоятся в январе. Он может перестать быть таковым.